Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Храм Христа Спасителя. Москва

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви.

Краткая справка:
Храм Христа Спасителя в Москве был построен в память о победе в войне 1812 года.
Заложен храм в 1839 году по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось 44 года. Храм был освящен в 1883 году. В 1931 году в период борьбы с церковью и религией, храм был взорван советской властью. На его месте планировалось построить Дворец Советов, однако война прервала строительство, а вырытый котлован был использован как открытый бассейн "Москва".
К 850-летию Москвы в 1997 году храм был восстановлен и сегодня является главным кафедральным собором РПЦ.




Так получилось, что мы не раз проходили и проезжали рядом с храмом Христа Спасителя. Здание величественное, монументальное, очень красиво смотрится на своем месте. Этот храм виден из разных мест Москвы и мы, естественно, не смогли пройти мимо. Как-то в одно ненастное утро мы зашли в этот собор и пробыли там достаточно много времени. Храм удивительный по своей красоте и истории. Пока он напоминает больше музей по своей энергетике, но пройдет время и он будет такой же намоленный, как и его предшественник или другие старые церкви.
Это самый большой собор Русской Православной Церкви. Снаружи он кажется огромным. Гид, проводившая экскурсию для какой-то группы сказала, что храм может вместить до 10 тысяч прихожан. Не знаю, внутри он кажется не таким уж и большим в сравнении с огромными католическими соборами Европы.
В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России с непростой трагической историей.



В декабре 1812 от генерала Петра Кикина, сподвижника Александра I, поступила предложение о строительстве храма в честь победы в Отечественной войне. Александр I считал, что храм должен быть величественным и иметь грандиозную духовную идею.
По этому случаю был проведен открытый международный конкурс с участием 38 архитекторов, среди которых были такие известные зодчие, как Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов и другие.
Проектов было несколько и все интересные. Только один архитектор Воронихин представил не менее семи проектов храма, но ни один из них не был принят.
В первом конкурсе победил проект 28-летнего художника и масона Карла Витберга. Ради утверждения его проекта Витберг даже перешёл в православие. В его проекте храм был высотой 240 метров и втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам. А местоположением для храма были выбраны Воробьёвы горы, которые император Александр I часто называл «короной Москвы». Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец.
Храм во имя Христа Спасителя по проекту Витберга должен был выражать связь человека с Богом.



12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы от французских войск, на Воробьёвых горах состоялась закладка первого храма в присутствии Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, великого князя Николая Павловича, прусского принца Вильгельма и архиепископа Августина.
Возведение собора приостановилось по восшествии на престол Николая I в 1825 году. Согласно официальной версии, это было связано с ненадёжностью почвы на Воробьёвых горах. Но на самом деле все было совсем иначе, а Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Хотя среди историков существует мнение, что Витберг был виновен не в растратах, а в неосмотрительности и доверчивости.

Больше конкурсов на проект нового храма не проводилось. В 1831 году Николай I назначил архитектором Константина Тона, который работал в близком императору русско-византийском стиле.



План нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 года. Император лично выбрал место для храма на Волхонке, которая в то время носила название Чертолье. Находившиеся там постройки были скуплены и снесены, в том числе и Алексеевский женский монастырь — памятник XVII века, впоследствии переведённый в Красное Село.
В народе сохранилось предание, что игуменья, недовольная сносом исторических построек и переносом Алексеевской обители, прокляла строителей и предрекла: «Сему месту быть пусту»

Летом 1837 года началась укладка и укрепление фундамента будущего храма на выбранном месте.
10 сентября 1839 года в присутствии императора Николая I и великих князей Александра Николаевича и Михаила Павловича состоялась церемония торжественной закладки, которую возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов)
В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор.
26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение собора, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым)



Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Храм играл заметную роль в общественно-религиозной, а также культурной жизни первопрестольной столицы империи. 20 августа 1882 года, в соборе была впервые исполнена под дирижированием Ипполита Альтани Увертюра 1812 года Петра Чайковского, написанная композитором в честь победы в войне с Наполеоном. В церкви действовал хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Регентами церковного хора были композиторы Александр Архангельский и Павел Чесноков. Коллектив исполнял произведения церковного композитора Александра Кастальского, здесь также звучали голоса Фёдора Шаляпина и Константина Розова.



Храм продолжал действовать после революции 1917 года. С января 1918 года большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. За короткое время на средства частных жертвователей было проведено временное электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, отремонтирована ризница.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.



Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов. 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК.



Работы по разборке храма проводились спешно, а останки просто взорвали. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов. На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года. В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.

Рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса. Строительство Дворца Советов заморозили с началом Великой Отечественной войны. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году. А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994-го.



В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя.
В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан. Первый Фонд восстановления храма Христа Спасителя был создан национально-патриотическими силами уже в 1989 году. Однако собранные средства к 1992-му почти полностью обесценились из-за инфляции.
5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки установили гранитный закладной камень, в 1992-м был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя.
31 мая 1994 года Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков.



К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви

Верхний храм — храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный освящён во имя Рождества Христова и два боковых на хорах в честь Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;



Нижний храм — Преображенская церковь, воздвигнутая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия, человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Была освящена 6 (19) августа 1996 года.

Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Под храмом расположена двухуровневая подземная парковка на 305 мест с автомойкой.



Новый собор возведён в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор служит памятником военных действий. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя». Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, которые заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской о сражениях находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.



Сперва были созданы орнаменты, которые образуют более половины художественного убранства храма. Для их выполнения художники использовали более 50 кг сусального золота. Большая часть художественного убранства храма представлена на пространствах галерей. Композиции «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим», выполненные мастером Василием Нестеренко, расположены на северной и западной сторонах соответственно. Росписи в приделе святого Николая выполнены художественными группами под руководством профессора Сергея Репина, а в приделе святого Александра Невского — Александра Быстрова.



Над восстановлением икон главного иконостаса работали мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления и объединения «Арт-Храм». Скульптурное и живописное оформление храма выполнили в короткие сроки и приняли комиссией в декабре 1999 года. Свод главного купола традиционно имеет определяющее значение в оформлении храмовых интерьеров. Подкупольное пространство представлено композицией «Отечество», на которой изображён Господь Саваоф с младенцем Иисусом Святым Духом в виде голубя. В росписи пояса изображены Спаситель и Богоматерь. Фигуры святителей были выполнены группой художников под руководством Зураба Церетели.



Живописный ряд на пилонах храма изображает истории из земной жизни Спасителя. Композиции «Преображение Господне» и «Вознесение Господне» были воссозданы группами под руководством художника Виктора Бакшаева, картины «Евангелист Лука» и «Евангелист Иоанн» выполнены бригадой художника Алексея Артемьева. Композиции «Вознесение Господне» и «Евангелист Матфей» выполнены также Василием Нестеренко, который участвовал и в восстановлении фресок под сводами. Картины юго-западных пилонов «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Евангелист Марк» выполнены художниками Сергеем Присекиным, Сергеем Оссовским, Михаилом Полетаевым, Александром Сытовым. Отдельные бригады мастеров работали над воссозданием композиций в нишах пилонов, а также центральных арок.



Искусствовед Ирина Языкова, сравнивая изначальный храм и восставленный, констатировала, что изначальная идея восстановить храм во всём его прежнем величии не была достигунта: «Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве».



В 2000 году в храме Христа Спасителя была канонизирована царская семья.

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, вконтакте, твиттере и в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.


Подписаться на журнал

Поделитесь ссылкой:
Tags: #moscow, #москва, #москвановогодняя, #путешествие, #путешествиеврождество, moscow, russia, travel, История, Москва, Путешествия, Религия, Россия, Телефонофото, Фотографии, Церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Москва” Tag

  • Московский вечер

    Москва по мне скучает, а я скучаю по Москве. Если бы не эта чертовская пандемия, то мы бы уже пару раз побывали в Гостях в Москве, а так скучаем и…

  • Парк развлечений "Остров мечты". Москва

    29 февраля в Москве открылся парк развлечений "Остров мечты". Площадь 300 тысяч квадратных метров. Парк находится в Нагатинском районы столицы.…

  • ВДНХ. Москва

    На ВДНХ в Москве мы побывали в конце декабря прошлого года дважды. И дважды шел дождь. И не просто дождь, а дождь сильный и какой-то особенно мокрый,…

  • Новогодние окна Москвы

    Новогодние окна - это то, что не повторяется из года в год. Это красивый дизайн. Это новогодние окна Москвы. Они по статусу должны быть самыми…

  • Стена Виктора Цоя в Москве

    К стене Цоя попали случайно, гуляя по Арбату в холодный и мокрый декабрьский вечер. Ничего особенного. Исписанная стена, какие-то люди... Молодые и…

  • Московская прогулка

    Нечего и некогда писать. Вернее, писать есть что, а вот времени совершенно ни на что не хватает. То ли дни такие короткие, то ли темно так долго, но…

  • Аномальное

    Всех православных с Крещением! Погода совсем не крещенская. Серость, слякоть, выше ноля. Не сильно, но ровно на столько, чтобы было серо и сыро. При…

  • Цены в гастрономе "Елисеевский". Москва

    Не так давно я рассказывала о московском гастрономе " Елисеевский", показывала интерьеры, коснулась немножко истории. А сейчас я покажу…

  • Выставки ледяных скульптур на Поклонной горе. Москва

    А вот только это покажу. Дети в субботу ходили, но зайти и посмотреть не смогли. Оплату по карте не принимали, только наличные. Вход 350 р. А у них…

promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments