В высокой Готике появляется чрезвычайно богатая дифференциация оптического фона, сильное влияние которого сохранилось еще в некоторых французских хорах. Эта дифференциация заключается в том, что расчлененные в виде решетки стены хоров прокладываются пластами красочного светового фона и оптического темного фона.
Бове: в связи с усиливающейся вертикальностью помещения пространственная оболочка обхода снабжается трифорием и рядом окон. Снизу вверх следуют от обхода красочный световой фон окон капеллы, трифорий и верхний свет, который кажется втянутым оптически и формально в зону аркад, затем над ними трифорий и верхний свет внутренней пространственной границы.
Ле Ман: значение бокового нефа, как пространственного фона для центрального помещения, раскрывается отчетливо в этом пятинефном сооружении. Композиция пространства, как структура пространственной границы, приобретает смысл лишь благодаря среднему помещению. Отдельные зоны оптического фона разделены на разные пространственные слои так, что первый обход по отношению ко второму повторяет базиличный мотив центрального помещения. Здесь, так же, как и в Бове, красочные световые слои сменяются темным пространственным фоном, и эта ступенчатость (означающая одновременно ступенчатость из глубины и своим оптическим значением одновременно проектирующая на пространственную границу) повышается при вертикальном членении оттого, что свет усиливается кверху и дает сильнейшее впечатление в цветных высоких окнах хор.
Эта пространственная композиция осуществляется в продольном нефе собора в Бурже. Хотя длительность постройки изменила отдельные формы, все же пространственная идея Готики в ней торжествует. Готическая пространственная идея, поскольку она характеризуется принципом «прозрачности», нашла здесь свое осуществление. Благодаря отсутствию поперечного нефа, все производит в высшей степени единообразное впечатление. Чтобы устранить заблуждение, могущее возникнуть при рассмотрении рисунков, следует отметить, что, несмотря на высокие пролеты аркад пространственной границы, не получается никакого слияния боковых помещений со средним нефом. По отношению к продольному нефу боковые стороны являются лишь оболочкой, оптическим фоном. Круглые столбы с их тягами сливаются с внутренней пространственной границей. Достаточно представить себе, что древние сохранившиеся в хоре цветные окна были во всем здании, чтобы понять, какое таинственное впечатление производило оно.
Готическая пространственная граница была проанализирована лишь по определенному формальному принципу; остается открытым вопрос: какое пространство соответствует «прозрачности» стены. На это следует ответить, что оно, наряду с другими не обсуждаемыми здесь моментами, является сильнейшим средством культового воздействия, характерным для готического храма.
Journal information