Сегодня понедельник и «Черный квадрат» Малевича. Оригинал, как всегда, на портале TUT.BY
Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». Настал черед «Черного квадрата» — пожалуй, самой узнаваемой картины в мире.
Когда была создана картина
В 1913 году Казимир Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к опере «Победа над Солнцем». Уже тогда в работе художника появился «черный квадрат». В постановке он возникал вместо солнечного круга и символизировал победу человеческого творчества (актив) над природными формами (пассив).
На обороте холста, изображающего тот черный квадрат, стоит дата 1913 год. Но в 1915-м Малевич создает ту самую известную нам картину «Черный квадрат». Если точнее, целый цикл — кроме квадрата, в нем есть еще «Черный круг» и «Черный крест». Эти три элемента Малевич называл основными в супрематической системе (что такое супрематизм, мы объясним чуть ниже).
Все три картины впервые были показаны публике на петербургской футуристической выставке «0,10» в конце 1915 года по старому стилю (или в начале 1916-го по новому). Но «Черный квадрат» висел в красном углу, а не, как обычно, на стене — ему отводилось особое место.
В чем мировое значение картины
«Черный квадрат» стал, по сути, первым произведением в жанре супрематизма. Его отцом признан Казимир Малевич.
Супрематизм — разновидность абстракционизма (искусство без нарратива), которая выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (линии, квадраты, круги). Композицию образуют различные цвета и размеры фигур, сочетающиеся между собой и создающие движение картины.
Супрематизм сыграл важную роль в русском модернизме и на Западе. С той самой первой выставки абстрактных работ Малевича многие художники попали под его влияние. Идеи супрематизма не были до конца задушены даже при СССР и отражались в архитектуре, сценографии, дизайне.
По мнению Малевича, в произведениях без предметов, но только с фигурами краска приобретает первостепенную роль, а не подсобную.
Но «Черный квадрат» выделяется из всех работ. Как минимум потому, что он один родил множество попыток исследовать полотно, чтобы найти какое-то другое изображение под слоем черной краски. В 2015 году исследователям это удалось: под квадратом нашлись целых два цветных изображения. Как и почему они там оказались — непонятно.
Больший интерес представляет надпись на картине: считается, ее сделал сам Малевич. Она сохранилась частично, исследователи обнаружили лишь такой кусочек: «Битва н… ов…».
Вероятно, так художник сделал отсылку на «картину» журналиста и писателя Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Она была создана в 1882 году и представляла собой черный прямоугольник. Через год Алле написал уже полностью белую картину, которую назвал «Первым причастием хлоротически-бледных девушек в снежную пору», еще через год — красную с названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Всего таких работ в цикле было семь.
Сам Малевич никогда не видел картины Алле вживую, но, возможно, слышал о ней и потому пошутил, сделав надпись на своем «Черном квадрате». Впрочем, в отличие от француза, Малевич закладывал своей картиной кирпичик новой философии, нового жанра, который предопределил развитие искусства 20-го века.
Ценность «Черного квадрата» кратко выразил художественный критик Александр Бенуа еще в начале 1916 года: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер».
Малевич умер в 1935-м, в возрасте 57 лет, из-за стремительно прогрессирующего рака предстательной железы. Его кремировали и похоронили в прямоугольном гробу, хотя сам художник хотел, чтобы он был в форме супрематического креста и с телом. Во время Великой Отечественной могила Малевича и вовсе была утеряна, восстанавливать ее пришлось благодаря энтузиастам.
Но все же его творчество оказало огромное влияние на искусство: Малевич успел поруководить мастерской в Витебске, издать теоретическую работу «О новых системах в искусстве» и другие доклады, собрать вокруг себя группу учеников, а также поработать директором музеев и повлиять на развитие архитектуры.
Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.
Поделитесь ссылкой:
Journal information