Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Category:

Вы даже не задумывались, что кроется за «Черным квадратом» Малевича. Рассказываем

Продолжаем. По четвергам о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.
Сегодня понедельник и «Черный квадрат» Малевича. Оригинал, как всегда, на портале TUT.BY

Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». Настал черед «Черного квадрата» — пожалуй, самой узнаваемой картины в мире.



Когда была создана картина
В 1913 году Казимир Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к опере «Победа над Солнцем». Уже тогда в работе художника появился «черный квадрат». В постановке он возникал вместо солнечного круга и символизировал победу человеческого творчества (актив) над природными формами (пассив).

На обороте холста, изображающего тот черный квадрат, стоит дата 1913 год. Но в 1915-м Малевич создает ту самую известную нам картину «Черный квадрат». Если точнее, целый цикл — кроме квадрата, в нем есть еще «Черный круг» и «Черный крест». Эти три элемента Малевич называл основными в супрематической системе (что такое супрематизм, мы объясним чуть ниже).



Все три картины впервые были показаны публике на петербургской футуристической выставке «0,10» в конце 1915 года по старому стилю (или в начале 1916-го по новому). Но «Черный квадрат» висел в красном углу, а не, как обычно, на стене — ему отводилось особое место.

В чем мировое значение картины
«Черный квадрат» стал, по сути, первым произведением в жанре супрематизма. Его отцом признан Казимир Малевич.

Супрематизм — разновидность абстракционизма (искусство без нарратива), которая выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (линии, квадраты, круги). Композицию образуют различные цвета и размеры фигур, сочетающиеся между собой и создающие движение картины.

Супрематизм сыграл важную роль в русском модернизме и на Западе. С той самой первой выставки абстрактных работ Малевича многие художники попали под его влияние. Идеи супрематизма не были до конца задушены даже при СССР и отражались в архитектуре, сценографии, дизайне.

По мнению Малевича, в произведениях без предметов, но только с фигурами краска приобретает первостепенную роль, а не подсобную.

Но «Черный квадрат» выделяется из всех работ. Как минимум потому, что он один родил множество попыток исследовать полотно, чтобы найти какое-то другое изображение под слоем черной краски. В 2015 году исследователям это удалось: под квадратом нашлись целых два цветных изображения. Как и почему они там оказались — непонятно.

Больший интерес представляет надпись на картине: считается, ее сделал сам Малевич. Она сохранилась частично, исследователи обнаружили лишь такой кусочек: «Битва н… ов…».

Вероятно, так художник сделал отсылку на «картину» журналиста и писателя Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Она была создана в 1882 году и представляла собой черный прямоугольник. Через год Алле написал уже полностью белую картину, которую назвал «Первым причастием хлоротически-бледных девушек в снежную пору», еще через год — красную с названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Всего таких работ в цикле было семь.



Сам Малевич никогда не видел картины Алле вживую, но, возможно, слышал о ней и потому пошутил, сделав надпись на своем «Черном квадрате». Впрочем, в отличие от француза, Малевич закладывал своей картиной кирпичик новой философии, нового жанра, который предопределил развитие искусства 20-го века.

Ценность «Черного квадрата» кратко выразил художественный критик Александр Бенуа еще в начале 1916 года: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер».

Малевич умер в 1935-м, в возрасте 57 лет, из-за стремительно прогрессирующего рака предстательной железы. Его кремировали и похоронили в прямоугольном гробу, хотя сам художник хотел, чтобы он был в форме супрематического креста и с телом. Во время Великой Отечественной могила Малевича и вовсе была утеряна, восстанавливать ее пришлось благодаря энтузиастам.

Но все же его творчество оказало огромное влияние на искусство: Малевич успел поруководить мастерской в Витебске, издать теоретическую работу «О новых системах в искусстве» и другие доклады, собрать вокруг себя группу учеников, а также поработать директором музеев и повлиять на развитие архитектуры.

(без названия)


Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.


Подписаться на журнал

Поделитесь ссылкой:
Tags: Выставки, Искусство, История, История Беларуси, История одной картины, Музеи, Художник
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Думаю многие из вас сталкивались с ситуацией, когда приходилось рвать отношения из-за финансового долга. (автор фото: Михаил Нефедов) И самое страшное тут не потерять деньги, а потерять отношения. Но есть достаточно интересный выход из этой ситуации. Ну во-первых всегда работает золотое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Featured Posts from This Journal