Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Category:

Написал по заказу, а получился шедевр. Почему «Герника» Пикассо — гениальная картина

По четвергам TUT.BY рассказывает о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.

Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». Пришла очередь Пабло Пикассо и его «Герники» — может, не самой популярной среди массового зрителя, но точно выдающейся.



Когда и почему Пикассо написал картину (это было по заказу!)

Пабло Пикáссо родился в 1881 году, и к моменту создания «Герники» (май 1937-го) уже был состоявшимся, известным художником. Испанец стал одним из основоположников кубизма. Смысл направления в том, чтобы разложить трехмерный объект на простые элементы и написать его в двухмерном формате. Но двухмерные элементы тоже не должны быть простыми — они служат для демонстрации объекта с разных, новых сторон. С начала 20 века кубизм активно развивается в Европе.

«Герника» — несложно догадаться по ее виду — тоже относится к кубизму. Хотя в то время художник уже отошел от него и начал эксперименты с сюрреализмом — его элементы здесь тоже можно увидеть.

Картину Пикассо создал по весьма прозаической причине. Холст заказало правительство Испанской Республики для национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Создал художник ее за два месяца.

«Читаем» полотно, чтобы осознать его гениальность
Гигантское (3,49 метра в высоту и 7,76 в ширину) полотно получило свое название от города Герника. Он пострадал во время Гражданской войны в Испании, которая продолжалась с 1936 по 1939 год. То есть картина была создана в разгар событий.


Между собой боролись республиканцы, сторонники Второй Испанской Республики, и мятежники под предводительством генерала Франсиско Франко, которые выступали за установление военно-националистической диктатуры. Последних поддерживали в то время фашистские Италия и Германия, а также Португалия.

В итоге республиканцы проиграли. Испанская Республика была ликвидирована, но на момент написания «Герники» об этом еще никто, конечно, не знал. Симпатии Пикассо как раз принадлежали стороне, выступающей против Франко. Узнав о том, что немецкая авиация бомбила Гернику и нанесла значительные повреждения городку басков, Пикассо не смог остаться равнодушным.

Главная проблема «Герники» в том, что история, трагизм и гениальность этой картины могут не прочувствоваться с экрана. Все-таки не зря Пикассо выбрал огромный формат холста для своего замысла. Именно перед «Герникой» вживую ощущается весь размах идеи. Сейчас увидеть картину можно в Музее королевы Софии в Мадриде.

Центр композиции состоит из павшего воина, раненой лошади и женщины, которая к ним подбегает. Но присмотритесь к сопровождающим элементам вокруг: там и плачущая женщина с мертвым ребенком, и женщина, охваченная пламенем, взывающая (вероятно) к Богу. Длинная рука с лампой, протягивающаяся из неизвестности — символ надежды на светлое будущее. Все эти элементы расположены совсем не хаотично, как может показаться, а композиционно выверенно. Углубляться можно долго, но главное, что общее восприятие немедленно отсылает нас к чувствам животного страха и ужаса.

Хвост быка обращен в пламя, люстра наверху похожа на «злой глаз», языки персонажей заменены на кинжалы. Обратите внимание и на то, что все персонажи картины кричат — у них открыт рот.




Рассмотреть все это сразу не получится из-за размера полотна. Поэтому глаза будут блуждать из стороны в сторону «обессиливая» зрителя — так же, как и военное противостояние.

Монохромный выбор красок тоже неслучаен. Он четче передает ощущение пламени, которое пожирало стены города. Черные места — как бы «мертвые», отсутствующие. Настроение картины — это ужас Пикассо, который он испытывал перед фашизмом, нависшим над Европой. Поэтому полотно пропитано тревожной тональностью, трагическими мотивами. Причем больше всего «зло» не щадит женщин: если обратить внимание, именно их Пикассо бросает «под нож» фашизму в «Гернике».

Сам художник, впрочем, уверял, что свои картины рисует ради картин и в предметы смысла не вкладывает. Первые зрители на той самой Всемирной выставке в Париже обделили полотно вниманием. Там же был известный французский архитектор Ле Корбюзье, который позже вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей». Однако сегодня ее называют одной из мощнейших антивоенных и антифашистских работ в мире.

Пацифистский и антивоенный мотив в творчестве Пикассо закончится только после Второй мировой, когда он напишет знаменитую «Голубку мира».



Далее Пикассо ждут периоды разочарования в живописи и написание достаточно разных — как добротных, так и сомнительных — картин. Умер художник в 1973-м на своей вилле во Франции.


(без названия)


Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.


Подписаться на журнал

Поделитесь ссылкой:
Tags: Выставки, Искусство, История, История одной картины, Музеи, Художник
Subscribe

Posts from This Journal “История одной картины” Tag

promo anonimusi november 3, 2025 07:34 1211
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего журнала. Меня зовут Татьяна. Рада новым друзьям! Беларусь Этот журнал веду для души. Пишу то, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments