При входе в «зальную» церковь посетителя сейчас же охватывают совершенно новые переживания, вытекающие из восприятия пространства. В романской и готической базилике взгляд зрителя, не задерживаемый ничем, стремился к главному алтарю вдоль главного нефа. В боковых нефах получалось каждый раз новое, особое направление взгляда к боковым алтарям. Благодаря этому церковное пространство распалось на отдельные помещения. Мирянин, которому во многих местах церкви не были видны ни главный алтарь, ни кафедра, легко подумать, что его задача лишь в том, чтобы присутствовать в церкви, и его участие в богослужении может быть заменено активностью духовного лица. Такое восприятие непосредственнее всего в епископальных и монастырских церквах, где пространство было отграничено от мирян алтарной преградой или другими сооружениями. Иногда мирянам была предоставлена одна небольшая часть церкви (например, Маульбронн). Таким образом, в архитектуре была выражена роль клира. Некоторые изменения начинаются в францисканских и доминиканских церквах, которые выдвигают на первый план проповедь Однако бросается в глаза, что они придерживаются базиликального типа, хотя тенденция к зальным церквам едва заметно намечалась еще в церквах романского стиля. Эти базиликальные церкви выполнялись, согласно предписанию ордена, с крайней простотой; по образцам цистерианских церквей им придавали максимальную легкость. Но первый робкий шаг в сторону так называемых «светских церквей» так ни к чему и не привел. Старая противоположность между клиром и народом сохранилась, и это в то самое время, когда светские люди приступили к сооружению «зальных» церквей.
Читаем пометку....
Средневековые пропорции
Journal information