Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Выступление коллектива "Стаўбунскія вячоркі" на этновечеринке "Куделица" в Гомеле.

Вчера вечером мы попали на удивительный праздник или, как когда-то у нас в деревне это время называли "Піліпаўскія вячоркі". Все было совершенно неожиданно и очень понравилось.

В филиале Ветковского музея старообрядчества белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклерова в Гомеле прошла этновечеринка "Куделица". Вот на нее мы и попали. Разделила я этот вечер на три части. О каждой расскажу отдельно.
Первая часть - это выступление этноколлектива "Стаўбунскія вячоркі". Женщины с деревни Столбул (Стаўбун) Ветковского района рассказали о том, как у них проходил свадебный обряд и сами свадьбы.
Зрители с интересом, затаив дыхание, слушали.

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Надо сказать, что Ветка, как и многие деревни Ветковкого района являются старообрядческими.
Это очень интересные места, там много интересных обрядов и традиций, о которых жители стараются рассказать нынешней молодежи и оставить в наследие будущим поколениям.

Деревня Столбун находится в 55 км от Гомеля и является очень древней. Рядом с деревней археолаги нашли неолитические памятники V—IX тысячелетия до н. э. Они свидетельствуют о том, что земли Ветковского района были заселены с давних времён.
Народ там во все времена жил трудолюбивый. Много работали, а во время работы много пели. Песни у них мелодичные, протяжные, но грустные. Даже свадебные обрядовые песни грустные. А чему было веселиться? Ведь девушка, выходившая замуж, расставалась с беззаботной жизнью и рождалась как женщина. Это не легко и осознать и принять. Грустными песни были и песни подруг, они теряли близкого человека. Замужняя дама уже не могла убегать от люьимого и веселиться на вечеринках. У нее была другая жизнь. Песни матери, выдающими замуж дочь, тоже веселыми не были. Только помощницей стала, только часть забот взяла на свои плечи, а уже уходит в чужой дом, помощницей станет свекрови.

Все это показали и рассказали нам вчера столбунские женщины.
А еще они показали нам настоящий обряд о том, как наряжали ёлку перед выданьем девки замуж.
В дом приносили ёлку и наряжали ее разными цветами и яркими лентами подружки в то же время, как и невесту наряжали.

А потом певуньи разошлись не на шутку.
Публика их отпускать совсем не хотела.
А этноколлектив "Стаўбунскія вячоркі" все пели и пели.
А потом стали петь частушки. Мне кажется, что столько частушек запомнить просто невозможно. Бесконечное количество.
Даже гармонист Виктор Шипков, который должен был организовать танцевальные занятия со зрителями, не удержался и решил подыграть столбунским девкам.
А девки только этого и ждали.
У них открылось второе дыхание и пляски с частушками понеслись по новому кругу...

Эмоции? Да их не передать! Как можно передать душевный мир людей, привыкших к тяжелому деревенскому труду? Мне кажется сделать это сложно. Так же сложно и понять их, когда придя с работы они собирались по домам, отдыхали, пели и танцевали...

Именно в этот Рождественский пост, который в Беларуси называется Пилиповский, начинается 26 ноября и заканчивается в ночь с 6 на 7 января с восходом первой звезды — той самой, что указала волхвам путь к младенцу Иисусу, не играли свадьбы. У нас в деревне говорили, что в "Пиливовку только волки "женятся".

В эти вечера девушки и женщины собирались вместе ткали и вышивали. Девушки собирались в одних домах, замужние женщины - в других. Женщины обсуждали урожаи, дела семейные, старшие бабы давали советы молодым жинкам.

В хаты, где собирались девки молодые любили наведываться хлопцы холостые. За работой они и присматривали себе жен.

В некоторых исторических источниках говорится, что Пилиповки придерживались еще в IV веке.

От своей прабабушки и бабушки я слышала, что в Пилиповку день до полудня. И это правда, согласитесь. Не успел день начаться, как тут же и закончился.

Рождественский пост называется еще Филипповским постом или, Пилиповкой, потому что его канун приходится на день памяти апостола Филиппа (Пилипа - бел.) (27 ноября). В православии его также именуют Четыредесятницей, поскольку пост, установленный в честь Рождества Христова, длится 40 дней — до самого кануна светлого праздника.

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле







Отдельное спасибо за организацию настоящего праздника души Петру Цалко, заведующему филиалом Ветковского музея в Гомеле, который ездил лично в деревню Столбун печь каравай, полежал на печи и привез уникальный праздник в Гомель.

Петр Цалко заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле



80902719_l
Tags: Беларусь, Ветковский музей старообрядчества и бело, Гомель, Гомельский дворцово-парковый ансамбль, Искусство, История, Коллектив Столбунские вечёрки, Концерт, Музеи, Парк, Парк Румянцевых и Паскевичей, Парк имени Луначарского, Пост, Рождественский пост, Филиал Ветковского музея, пл. Ленина
Subscribe

Posts from This Journal “Музеи” Tag

promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →