Археологические раскопки древних поселений Гандхары, относящихся ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры, говорят о том, что по планировочному решению дома здесь во многом перекликались с домами Мохепджо-Даро (третье тысячелетие до нашей эры). Исследователи отмечают стойкость древнейших традиций в зодчестве Бхиты, Сиркапа, Шейхан-Дхери.
Искусство Пакистана периода Гандхары развивалось преимущественно под идеологическим воздействием буддизма. Буддийские монастырские комплексы того времени включали буддийские сооружения характерных типов - ступы, чайтьи. В планировочной основе буддийского монастыря лежал квадратный либо прямоугольный двор, по наружному периметру которого размещались однотипные кельи, а в центре - павильон с главным святилищем. Подобные монастыри были построены в Такспле и в других религиозных центрах.
Планировка монастырей Гандхары повторяет планировочные типы более древних языческих храмов, например храмов огнепоклонников. Ступы Гандхары устанавливались на высоком пьедестале, па который по ступенькам лестницы поднимались верующие для совершения ритуального обхода. Посте распада империи Кушан территория Пакистана пережила смену общественно-экономической формации, а соответственно, и религии.
Journal information