Так сложился традиционный замкнутый тип жилища, общий план которого близок к квадрату, а план крытой части (жилые и хозяйственные помещения) - Г-образный. Кипрский народный дом строился из местного строительного материала. В равнинной местности использовался кирпич-сырец (смесь глины, соломы и воды), а фундаменты и стены на высоту до 1 м выкладывались из дикого камня. Крыша выполнилась накладкой по деревянным кипарисовым балкам соломы или камыша, а у состоятельных крестьян делалась черепичной. В районах острова, богатых камнем, например в гористой местности, сооружались каменные дома.

Каменная кладка была разнообразной, и так как снаружи стены обычно не штукатурились, кладку выполняли на весьма высоком художественном уровне. Важнейшая особенность народной архитектуры средневекового кипрского дома - это использование арочных конструкций, придававших дому своеобразный архитектурный облик. Наиболее были распространены стрельчатые арки па низких опорах. Арки выкладывались как из обработанного, так и необработанного камня. Аркада из двух и более стрельчатых арок устраивалась перед входом в жилые помещения - в прихожей и па главном фасаде.
Внутренний дворик - «солнечная комната» - также отделялся от жилых помещений аркадой. В замок арки монтировалось металлическое кольцо для подвески светильной лампы.

Арочные перегородки устраивались также внутри большой комнаты, создавая здесь впечатление зального пространства. Стены изнутри штукатурились. Полы выполнялись грунтовыми с покрытием из необработанного камня. Внутренний дворик также мостили каменными плитами. Балконы устраивались с навесами из плетеного камыша.
Архитектура кипрского жилища оказала влияние па культовое зодчество. Культовые здания. Архитектура культовых зданий средневекового Кипра отражала строительные традиции и приемы стран, владевших островом, а также народностей, пришедших сюда из других регионов. Среди построек послеарабского периода наиболее характерны византийские монастыри, такие как монастырь Барнабас (X в.), монастырь Кикко (XI в.), монастырь св. Христосома (XI в.).
Монастыри представляли собой периметральную застройку вокруг большого квадратного участка, на котором располагались церковные и мемориальные строения. Крыши зданий обычно покрывались красной черепицей. Степы выкладывались из известнякового камня и снаружи не штукатурились. Монастырь Кикко дошел до наг только частично, гак как неоднократно горел. Большая часть его построек сооружена после пожара 1813 г.
Наиболее сохранившийся из трех названных монастырей монастырь св. Христосома, расположенный на склоне горы возле Кутсевендиса. Сооруженный в конце XI в. из кирпича, с замечательной резьбой по дереву на дверях, он сохранил конструкции и формы культовой архитектуры Византии. Интерьеры всех монастырей Кипра на протяжении веков украшались фресками, мозаиками, среди которых множество подлинных шедевров.
В XIII в. в эпоху французской династии Луизьянов архитектура монастырей Кипра обогатилась готикой. Наиболее ярко французская готика отразилась в архитектуре аббатства Белапаис в Кирении (XIII в.).
Средневековая архитектура острова Кипр
Journal information