Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Categories:

Выставка "Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг." Гомель

Сегодня все чаще и чаще приходит в голову мысль о том, что совсем скоро придет то время, когда книг в доме не будет вообще. И не важно, что многие все же предпочитают читать книги книжные (бумажные), а не электронные.

Пройдет совсем не много времени и тот же Дюма или Ремарк, стоящие на у нас на книжных полках, будут для наших внуков или правнуков такими же раритетными, как те книги, которые увидели мы в пятницу.

20 февраля мы посетили открытие выставки "Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг", которое прошло в Гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.

С момента появления рукописей, которые стали собираться в книги, люди стали задумываться и о переплетах, которые бы помогли уберечь важные записи. А в те далекие времена все рукописи имели огромное значение.

Самыми значимыми книгами считались Евангелия и Апостолы, потому именно они и имели богатые и самые лучшие уборы. Эти книги участвовали в ритуале литургических служб, они были доступны для обозрения людям. Их одевали в бархат, парчу, украшали каменьями, жемчугом, драгоценными металлами. Внешнее роскошное убранство должно было подчеркнуть важность, значимость и красоту их содержания.

1. Евангелие. 1 четверть 16 века. Переплет: доски в коже с тиснением. На верхней крышке деревянная накладка с живописным средником и наугольниками.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

Переплет – древнейший элемент книги – является одной из главных составляющих в ее структуре. Он завершает цельность художественного образа книги. Это те «одежды», которые не только позволяют получить первое впечатление от книги, но, самое главное, дают ей возможность прожить не одну сотню лет. Именно как к одеждам, способным не только украсить, но и защитить книгу, относились к переплету в старообрядческой народной среде.

Традиционная «одежда» рукописных и старопечатных книг – это дубовые доски, обтянутые кожей с орнаментальным тиснением, и застежки.

На выставке, которую мы посетили, представлены рукописные и старопечатные книги XVI- начала XX в. в прекрасных переплетах, украшенных чеканкой, литьем, эмалями, бисерным шитьем. Среди раритетов – рукописное Евангелие 1-й четверти XVI в., Евангелие, напечатанное белорусским печатником Петром Мстиславцем в Вильне в 1575 г. Переплеты этих книг украшены накладками с живописными изображениями евангелистов. Особое внимание привлекает Апостол, 1635 г., одетый в зеленый бархат, на котором живописное изображение апостола Павла в райском саду, вышитом бисером.

К огромному сожалению, до наших дней не дошли те дорогие переплеты. С церковных книг, с икон во время становления советской власти были сняты все драгоценные украшения, изъята ювелирная утварь и все это было продано, так как молодой стране для развития необходимы были деньги.
По редким записям, сохранившимся в некоторых церквях и монастырях можно судить о том, на сколько дорогие были переплеты, какие были украшения, сколько драгоценностей они содержали.

"Как шкуру с человека, сдирали с икон эти оклады, и с книг тоже.  И все это в обмен на электроэнергию, которую надо было в Климов (небольшой городок в Брянской обл.) доставить." - рассказывала специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева, еле сдерживая слезы, вспоминая рассказы староверов,  на глазах которых уничтожалась древняя история и культура.

О красоте древних одежд, можно судить по тому, что в Евангелии 17 века имеется вкладная запись, в которой указанно, что для украшения переплета, ветковским купцом Артемием Тепляковым было вложено 94 золотника (400 гр) серебра с густой позолотой. Это был купеческий дар Ильинской церкви в Спасовой Слободе возле местечка Гомеля.
В Ветковском стародубском регионе имелись уникальные традиции переплетного дела.
Практически в каждом местечке были свои переплетчики, об этом имеются авторские записи которые они оставили в книгах. Сохранились также записи 20 века, где указано что еще в то время мастера "брали книги в новые одежы".

2. Евангелие 16 века внутри.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

3. Музейные витрины с экспонатами.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

4. Специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

5. Евангелие. Киево-Печерская лавра. 1773 год. Переплет; доска, на верхней крышке металлическая накладка, чеканка, литье.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

6.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

7.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

8.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

9. Апостол. Москва. 1635 год. Переплет: доски в бархате, живопись, шитье золотыми нитями и бисером.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

10. Евангелие. Вильно. 1575 год. Печатник - Петр Мстиславец. Переплет: доски в бархате, на верхней крышке деревянная накладка с живописными наугольниками и металлическим литым средником.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

11. Евангелие. Вильно. 1575 год. Печатник - Петр Мстиславец. Переплет: доски в бархате, на верхней крышке деревянная накладка с живописными наугольниками и металлическим литым средником.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг
12. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг
13. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Верх.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

14. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Середина.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

15. Евангелие. Москва. 1909 год. Переплет: доски, металл, литье. Низ.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

16. Евангелие. Москва. 1804 год. Переплет: доски, металл, чеканка, медальоны с эмалями.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

17. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

18. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Верх.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг
19. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в парчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Середина.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

20. Евангелие. Москва. 1637 год. Переплет: доски в порчовой ткани, на верхней крышке чеканный средник и наугольники. Низ.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

21. Переплет
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

22. Псалтырь
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

23. Псалтырь. Ценен тем, что в нем сохранена запись переплетчика.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

24.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

25. Псалтырь. Этот Псалтырь переплетен в 29 марта 1900 года. Мастер: Филипп Карпов-Азеракин. Марьино. 
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

26. Восстановлены имена писцов, перепечатников, иконописцев и мастеров.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

27.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

28.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

29.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

30. Специалист по книжной культуре и главный хранитель фондов Ветковского музея Светлана Леонтьева.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

31. Директор филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова Пётр Цалко проводит экскурсию.
Выставка Переплетных дел мастера. Искусство украшения книг

Это позволяет нам и сегодня видеть рукописные книги 16-17 веков, но в переплетах, которые сделаны в более позднее время. Сохранились книги в более скромных переплетах, которые не имеют дорогостоящих материалов, но с каждым годом становятся все более ценными с исторической точки зрения.

Так что, если будете в Гомеле, то я советую посетить филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, который находится в дворцово-парковом ансамбле Румянцевых и Паскевичей.





Другие выставки в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова:
Выставка "Стою в Раю с магнитофоном..." Гомель.
Выставка "Два художника: разговор через года" в филиале Ветковского музея в Гомеле
Утварь деревенской хаты в филиале Ветковского музея в Гомеле
Tags: Беларусь, Ветковский музей старообрядчества, Выставки, Гомель, Гомельский дворцово-парковый ансамбль, Искусство, Музеи, Музеи Гомеля, Парк Румянцевых и Паскевичей, Филиал Ветковского музея
Subscribe

Posts from This Journal “Ветковский музей старообрядчества” Tag

promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →