

Столичные здания вздымаются подобно эллинским роскошным виллам, нередко у воды или даже из самой воды, на сваях. Зеркальное отражение воспринимается современниками как эстетическое достоинство. Описание красок на амвоне Софии у Павла Силенциария обнаруживает необычайное развитие глаза в смысле восприятия цветовых оттенков и переходных тонов. Столь же характерны во всех этих постройках своеобразная роль света, который интерпретируется и оформляется исключительно как пространственная среда, и большое значение растворяющих формы неопределенных отражений. В несравненных по красоте образах это передается в описании ночного освещения Софии Павлом Силенциарием. Под золотым куполом главного пространства из неисчислимых, кругами реющих световых точек-лампад воздвигается собор света в пространстве. Врунов с исключительной ясностью показал, как проявляется в определенном мотиве «оптическая» тенденция, проникающая далеко вглубь средне-византийской архитектуры, и как этот мотив, вместе с обволакиванием центрального пространства галлереями, подобными перистилю, совпадает со столичной трактовкой церковной службы.


Итак, устойчивый местный или областной стиль распространяется здесь на несколько систем. Различные «цвета» систем в том же смысле блекнут, благодаря неизменно остающемуся «грунтовому» цвету. Под этим углом зрения сам собой возникает вопрос, не было ли в системе Юстиниана строений, которые бы так относились к «эллинской» трактовке системы, как сирийские произведения V века относились к эллинско-христианской архитектуре Константинополя, Рима и св. Земли. Иначе говоря: существуют ли здания системы Юстиниана в сирийском стиле? Это были бы, в таком случае, каменные, купольные балдахины, несомые массивными компактными каменными контрфорсами с толстыми заполняющими стенами. Новая структура, лишенная оболочки, носила бы характер каменной кладки. Общий внешний вид этих строений так относился бы к юстиниано-византийским строениям, как Сен-Фрон в Периге относится к церкви Апостолов.
В самой Сирии не обнаружено зданий этого типа. Но путем раскопок можно было бы, пожалуй, выяснить, были ли новые постройки Юстиниана в Антиохии лишь значительным отложением столичного искусства (каким на Западе является Сан Витале, а в самой Сирии дворец Казр-ибн-Вардан) или же видоизменением новой системы в духе стилистической константы в Сирии.



Зданием указанного типа является монументальная дворцовая церковь в Звартноц близ Эчмиадзина в Армении (652 г.) Во всяком случае, руины позволяют твердо установить, что здание представляло квадратный купольный балдахин с четырьмя абсидами, сооруженный из необлицованного массивного каменного материала. Контрастом этому компактно-материальному стилю служат прозрачные экседры здания, которое тотчас же становится однородным, если его транспортировать в столичный стиль. Оно, очевидно, является «трансплантацией» и при этом типичной в порядке заимствования непередаваемого мотива и потому, несмотря на всю свою монументальность, выглядит не самобытным и провинциальным. Следует предположить, что существовало столичное здание, послужившее для него предметом подражания, так как в Болгарии обнаружены развалины так называемой красной церкви в Перуке, которая должна быть отнесена к тому же времени.
Транспортировка юстиниановской столичной формы в массивный стиль по общему впечатлению приближает его к романскому стилю глубокого средневековья. То же и в данном случае. Так же, как в Романике, пропорции балдахина затушевываются благодаря толщине заполняющих стен, даже невзирая на то, что здесь впервые, по-видимому, массивные круглые стойки отделяются от стены.
В продолжение темы...
Церкви средневековья
Journal information