Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Новая система Юстиниана

Новая система Юстиниана вполне примыкает к константиновскому выражению ранне-христианской системы. Она могла возникнуть только на почве этой системы. Только здесь могла появиться концепция тонких эластичных заполняющих стен. Константиновская система зодчества должна была сохраниться в рамках новой системы балдахина. Чтобы сделать это возможным, балдахины и их опоры оформляются из того же «эфирного» материала, столбы - из разноцветных плоскостей, стены - призрачные и реющие, как в эллинистической античности. Поскольку все юстиниановские сооружения выявляют этот эллинский метод, мы можем, на основании литературных источников, приписать его также некоторым не сохранившимся зданиям. Эти свойства особенно резко выражены в «столичной школе».

Сен-Фрон в Периге 7

Сен-Фрон в Периге 6


Столичные здания вздымаются подобно эллинским роскошным виллам, нередко у воды или даже из самой воды, на сваях. Зеркальное отражение воспринимается современниками как эстетическое достоинство. Описание красок на амвоне Софии у Павла Силенциария обнаруживает необычайное развитие глаза в смысле восприятия цветовых оттенков и переходных тонов. Столь же характерны во всех этих постройках своеобразная роль света, который интерпретируется и оформляется исключительно как пространственная среда, и большое значение растворяющих формы неопределенных отражений. В несравненных по красоте образах это передается в описании ночного освещения Софии Павлом Силенциарием. Под золотым куполом главного пространства из неисчислимых, кругами реющих световых точек-лампад воздвигается собор света в пространстве. Врунов с исключительной ясностью показал, как проявляется в определенном мотиве «оптическая» тенденция, проникающая далеко вглубь средне-византийской архитектуры, и как этот мотив, вместе с обволакиванием центрального пространства галлереями, подобными перистилю, совпадает со столичной трактовкой церковной службы.

Сен-Фрон в Периге 5

Сен-Фрон в Периге 4

Итак, устойчивый местный или областной стиль распространяется здесь на несколько систем. Различные «цвета» систем в том же смысле блекнут, благодаря неизменно остающемуся «грунтовому» цвету. Под этим углом зрения сам собой возникает вопрос, не было ли в системе Юстиниана строений, которые бы так относились к «эллинской» трактовке системы, как сирийские произведения V века относились к эллинско-христианской архитектуре Константинополя, Рима и св. Земли. Иначе говоря: существуют ли здания системы Юстиниана в сирийском стиле? Это были бы, в таком случае, каменные, купольные балдахины, несомые массивными компактными каменными контрфорсами с толстыми заполняющими стенами. Новая структура, лишенная оболочки, носила бы характер каменной кладки. Общий внешний вид этих строений так относился бы к юстиниано-византийским строениям, как Сен-Фрон в Периге относится к церкви Апостолов.
В самой Сирии не обнаружено зданий этого типа. Но путем раскопок можно было бы, пожалуй, выяснить, были ли новые постройки Юстиниана в Антиохии лишь значительным отложением столичного искусства (каким на Западе является Сан Витале, а в самой Сирии дворец Казр-ибн-Вардан) или же видоизменением новой системы в духе стилистической константы в Сирии.

Сен-Фрон в Периге 3

Сен-Фрон в Периге 1

Сен-Фрон в Периге

Зданием указанного типа является монументальная дворцовая церковь в Звартноц близ Эчмиадзина в Армении (652 г.) Во всяком случае, руины позволяют твердо установить, что здание представляло квадратный купольный балдахин с четырьмя абсидами, сооруженный из необлицованного массивного каменного материала. Контрастом этому компактно-материальному стилю служат прозрачные экседры здания, которое тотчас же становится однородным, если его транспортировать в столичный стиль. Оно, очевидно, является «трансплантацией» и при этом типичной в порядке заимствования непередаваемого мотива и потому, несмотря на всю свою монументальность, выглядит не самобытным и провинциальным. Следует предположить, что существовало столичное здание, послужившее для него предметом подражания, так как в Болгарии обнаружены развалины так называемой красной церкви в Перуке, которая должна быть отнесена к тому же времени.
Транспортировка юстиниановской столичной формы в массивный стиль по общему впечатлению приближает его к романскому стилю глубокого средневековья. То же и в данном случае. Так же, как в Романике, пропорции балдахина затушевываются благодаря толщине заполняющих стен, даже невзирая на то, что здесь впервые, по-видимому, массивные круглые стойки отделяются от стены.


В продолжение темы...
Церкви средневековья
Tags: Архитектура, Достопримечательности, Кипр
Subscribe
promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments