Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Category:

Остается единственный выход - примкнуть к новому.

По окончании первых монументальных зданий новой системы ситуация в области юстиниановской архитектуры совершенно изменяется. Нетронутыми остаются лишь те части юстиниановского архитектурного владычества, которых еще не коснулась новая система, т. е. «провинция», в самом широком смысле. Каждый архитектор, вступающий в этот период, начиная с тридцатых годов, на архитектурное поприще, вынужден в том или ином смысле занять определенную позицию в отношении этой новой действительности
Чтобы выдвинуть встречную систему, не хватило бы гениальности самого Антемия, ибо условия того времени не благоприятствовали созданию второй новой системы. Только что созданная система Юстиниана лишь потому достигла господствующего положения, что она так же радикально удовлетворяла «внутренним» запросам времени, как и внешним требованиям властителей архитектуры. Можно было бы примкнуть к одной из существующих более ранних систем. Но с того момента, как возникли новые возможности, рамки этих старых систем стали удивительно «тесны», и дальнейшее их развитие, казавшееся еще в 500 г. вполне возможным (это доказывает частный случай новаторства сирийской архитектуры), теперь представляется Совершенно немыслимым. Примкнуть к ним значит неизбежно замкнуться в преднамеренной гордой обособленности эпигонов (такова извечная историко-социологическая ситуация), защитников и хранителей более узкого, более простого, более «честного», наконец, и менее совершенного искусства. Но и при этих условиях трудно обособиться от воздействия новых идей, которые проникают повсюду.
25-01-2014_12·42·14
Для бесталанных и поверхностных умов этого достаточно, ибо можно взять отдельные, производящие впечатление поверхностные мотивы, вырвать их из новой системы и кое-как сочетать их с формами, берущими свое начало в еще существующих старых системах. Этот тщеславный и бездарный модернизм является типичным для «провинции» в духовном смысле. Можно предположить, что «некоторые загадочные руины сирийских хинтерландов» (т. е. отдаленных областей, тяготеющих к центру), являются остатками таких построек, которые имитируют, например, «чарующие» формы плана нового зодчества, но благодаря технической неподготовленности перекрывают сооружения плоским потолком в духе старой системы.
На несколько более высокой ступени возможно копировать готовые здания данной системы, внося лишь небольшие варианты. В этом случае вся суть в том, руководствуется ли заимствованное произведение основной объединяющей идеей и общим мировоззрением данной системы или же определяется непониманием и технической несостоятельностью.
Можно вживаться в новую идеологическую систему и, извлекая из нее одну или несколько мыслей, которые она потенциально в себе содержит, развивать их в целостно-оформленные образы. Эти скромные или претенциозные копировщики создают «широкое потребление» продукции данной системы. Они являются ее распространителями и вульгаризаторами.
Можно, ориентируясь на сохранение целого, транспонировать новую систему согласно данным условиям в другой «стиль». В этом случае концепция, в сущности, не творческая, но механическая, а тактика в некотором роде оппозиционная (внутри новой «партии» образуется «правое» крыло). Успех зависит от того, обладает ли интерпретатор достаточно тонким чутьем, чтобы вполне учесть текстуальные и смысловые изменения. В противном случае возникают такие грубые и варварски напыщенные транспонировки, как Звартноц. Исторические последствия подобной трансплантации могут быть чрезвычайно важными.
Можно, наконец,- но на это способны только самые тонкие умы - принять безоговорочно новую систему и из нее при помощи утонченных изменений развивать новые в корне идеи. Так поступил гениальный архитектор Сан Витале., Его на первый взгляд мало заметные изменения создали зародыш дальнейшего развития, которое имело всемирно-исторические последствия. К этой группе принадлежат до известной степени создатели юстиниановской системы, чувствующие себя по отношению к ней неизмеримо более свободно, чем их адепты. Они могут развивать до крайних пределов свои собственные идеи, весь охват которых доступен только им одним, и, доведя их до кульминационной точки, подготовить их уничтожение (такова в известном смысле роль церкви Апостолов).
Уже следующее поколение обладает большей свободой. Различные проявления новой системы выступают несколько отчужденно, на некотором расстоянии. В ней обнаруживаются «ошибки». Здесь типичный образ действия - «редукция».
Tags: Архитектура, Достопримечательности, Кипр
Subscribe

  • Московская весна

    В эти выходные и в Москве была настоящая весна. Прекрасное время года. Нечего рассказывать. Тут надо просто любоваться и получать удовольствие от…

  • Всехсвятская церковь. Минск

    Полное название, отвечающее замыслу мемориала - "Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего…

  • Николай Чудотворец: кто и откуда этот святой

    Родился около 270 года в греческой колонии Патара, провинция Ликия, Римская империя Умер около 345 года в Миры, провинция Ликия, Римская империя…

promo anonimusi ноябрь 3, 2025 07:34
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего журнала. Меня зовут Татьяна. Рада новым друзьям! Беларусь
Comments for this post were disabled by the author