Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Св. София в Салониках

Система подвергается «открытой» критике, и это действует сильнее, чем простое ее отрицание. Таким образом, полемика достигает кульминационной точки. Постепенно система упраздняется и сменяется новой - средне-византийской.
Наиболее показательным проявлением этой полемики является св. София в: Салониках. Не случайно она повторяет имя шедевра юстиниановокого зодчества. В настоящее время совершенно непонятно, как могли относить ее к постройкам доюстиниановской системы. Она, без сомнения, возникала в третьей четверти столетия, быть может, еще в царствовании Юстиниана; ее строитель должен был принадлежать к более молодому поколению (приблизительно 510-520 гг.).

Св. София в Салониках

25-01-2014_12·55·56

Новые наблюдения Сотириу и Врунов а исчерпывающим образом разъяснили ее структуру. Вид ее таков: центр здания образует ставший самостоятельным отдельный балдахин церкви Апостолов с его не то расщепленными на четыре подпоры, не то замыкающими собой пустое пространство балдахинными стропилами. Этот балдахин замыкается извне четырьмя покрывающими частями, которые свободно располагаются вокруг центра. Две двухъярусные галереи по бокам - одна двухъярусная паперть на западе и трехчастный алтарь на востоке, который характеризуется как простая скорлупа благодаря тому, что боковые абсиды, не продолжаются в боковые корабли; таким образом, они легко могут быть отделены от целого. Само по себе вертикальное внутреннее пространство было бы вполне централизовано, но оно получает определенное направление лишь при посредстве надвинутых абсид. Генетическая связь с пространственной ячейкой церкви Апостолов при постройке совершенно стирается. Опоры балдахина не проходят вертикально насквозь, но подразделяются крепким карнизом. Маленькие пустоты, которые они содержат, оттягиваются пробегом карниза к боковым галлереям. Помимо этого совершенно симметричный балдахин обволакивает пространство неравномерно с разных сторон. Уже эти немногие и еще очень изолированные наблюдения показывают радикально новую трактовку организма здания. В единичной пространственной травее церкви Апостолов, из мотива которой исходит св. София в Салониках, соотношение было абсолютно ясно: принцип балдахина был выражен совершенно однородно и совершенно так же четко было, конечно, соотношение галлерей и оссатуры балдахина. При новой постройке все соотношения форм стерты с крайней преднамеренностью и сделаны амбивалентными. Ядром должен служить балдахин, который в то же время не является ядром. Опоры балдахина являются массивными телами, но в зрительном впечатлении тотчас же разлагаются на отдельные плоскости. Общее строение централизовано и в то же время продольно направлено. Абсида принадлежит к ядру пространства и в то; же время к общей постройке, маленькие боковые пространства - к ядру пространства и в то же время к галлереям. Места, к которым примыкают окружающие пространства, иррациональны. Всякая попытка понять их терпит крах. Остается нерастворимый остаток «непостижимого» даже в отношении простейших основных пропорций постройки. В таких чертах формулируется сущность программы, которой на протяжении веков будет придерживаться вся средневизантийская архитектура.
В блестящем определении, которое разбивает схематизм его опросного листа понятий, Франкль характеризовал одно средневизантийское здание XI века как совмещение противоположностей. В этом смысле св. София в Салониках является наиболее ранним из всех нам известных средневизантийских зданий.
Оно возникает в порядке реакции на систему Юстиниана, в которой оно черпает как основной мотив, так и опровергающую ее аргументацию. Известная амбивалентность структуры была уже заложена в св. Софии Юстинианом, но там были многозначащими лишь увязки форм, здесь же и мотивы форм уже не могут быть ясно определены. Творение Юстиниана дает синтез противоречий, а средне-византийское - смешивает их, не расчленяя.
Юстиниановские главные творения, - даже самые утонченные и значительные из них, а именно св. София, - являются слишком показными, слишком рациональными; их система (хотя там балдахины состоят из одних плоскостей) является все еще слишком телесной, прежде всего слишком осязательной.
Если стать окончательно на новую точку зрения,- архитектура Юстиниана производит впечатление лишь внешнего величия, светского по существу, если не обращаться к выражаемым ею религиозным идеям. Выше мы видели, что существуют сомнения относительно того, принадлежат ли обнаруженные малоазиатские развалины к средне-римской эллинской античности или к эре Юстиниана.
В отношении средне-византийских крупных зданий ни в одном случае подобное сомнение возникнуть не может. Для системы Юстиниана, которая обычно расценивается под углом зрения еще более рациональным или однозначащим и более «античным», очень важно приобрести этот критический аспект. Лишь таким образом можно понять, почему система Юстиниана могла утвердить свое господство с трудом лишь на протяжении трех столетий, в то время как средне-византийской трактовке архитектуры отведено вдвое больше веков.
Tags: Архитектура, Достопримечательности, Кипр
Subscribe
promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments