Поэтому и в монастырях Новой Испании устраивались большие внешние дворы - атрио, где проводились богослужения для индейцев. Атрио был обнесен стенами и состоял из ряда открытых капелл - поса. Функцию алтаря выполняла поса, установленная возле монастырской церкви. В XVII-XVIII вв. оборонительный характер атрио сменяется декоративным. Характерные монастыри XVI в.- францисканские монастыри в Исмале и Кальпане (Мексика). Для монастырей генерал-капитанства Гватемалы - района повышенной сейсмичности - характерны дворы-клуатры с низкими плоскими сводами, опирающимися на толстые низкие колонны.
В архитектуре монастырей XVI -XVII вв. доминируют черты итальянского Возрождения - двухъярусные аркады галерей, ордерная система. В XVIII в. ордерная система разрушается включением витых колони, барочных форм, волют и т. п. Рост колониальных городов сопровождался возведением соборов. Только в Мексике во второй половине XVI - начале XVII вв. были построены 33 городских собора. Соборы и церкви первой половины XVI в. выдерживались в стиле поздней готики - особенно в сочетании с декоративными приемами платереско.
Первым собором в Латинской Америке был собор Санта-Мария ла Минор в Санто-Доминго. Он сооружался с 1512 по 1541 г. под руководством испанских архитекторов Р. де Льендо и Л. де Моя. Его внешний облик напоминает испанский средневековый храм-крепость: толстые стены, маленькие окна, единственная звонница - эспадапья, похожая на бастион. Главный фасад собора украшен резьбой в стило платереско, интерьер с тремя нефами равной высоты и капеллами по боковым сторонам выдержан в готическом стиле.
Journal information