Человек близорук, и древний эллин, любитель правильных линий, быть может, удалился бы от бесформенного. На чем же основано очарование собора св. Марка? Не создано ли оно одними влечениями сердца? Но ведь известно, что изумительно тонкий и смелый расчет лежит в основании этого здания. Расчет, уничтожающий тяжесть тяжестью, боковой распор - противопоставленным ему распором в противоположном направлении,- расчет, создающий гармонию куполов, словно парящих в воздухе без всякой поддержки. Но этот расчет неуловим и обманчив: в нем нет ни объединяющей линии, ни успокаивающего равновесия; он выражается в нагромождении перекрещивающихся и широко изогнутых линий, их разрывах и отлетах. Математический ум, стремящийся к скорейшему выводу и ищущий успокоения в разрешении уравнения, растерялся бы в дебрях этого математического шедевра. В чем бы ни выражалось скульптурное украшение собора св. Марка, в узком ли мраморном бордюре, обрамляющем гладкую поверхность стен, в отблеске ли шелестящего сада, изображенного на плите парапета, в акантовых ли листьях капителей, оно внедряется в самый мозг здания. Его орнаментация вводит нас в заблуждение, и кажется, что она порождена не только мрамором, но и пустотой. Властные профили, смело очерченные в нефах собора, приковывают внимание верующего и притягивают его молитву. Простые очертания дорийского храма, столь благородно и открыто возвышающегося на родном холме, его сила, строгость и гармоничность показались бы здесь воплощением гордыни.


В день пасхи или рождества примкните к процессии в соборе св. Марка; выйдя из него, вы убедитесь, что стиль этого здания выражается во всех подробностях его структуры: нигде не повторяясь и сопутствуя каждому шагу вашего шествия, он был тогда незаметен и менялся, как меняется мерцающий свет свечей. Вы убедитесь в том, что он шел навстречу вашему подсознанию, обволакивая его, словно давно знакомая вам музыка; вы убедитесь в том, что благодаря этому великолепному руководителю, скользившему за вами, как тень, и ничем не напоминавшему о своем присутствии, вы могли вступить на более широкий жизненный путь, забыть о повседневных заботах, не отрицая их тяготы, создавать молитвы и слагать. гимны. Человек не ведает, что есть церковь,, пока он не войдет в собор св. Марка. В нем столько сокровищ, отданных на служение культа и как бы обесцененных, как таковые. «Сан Марко - это храм Грааля,- говорит поэт Андрэ Сюарес, его золото искуплено святостью жертвоприношений». Не только золото, но и богатство, изобилие, изящество и форма его сокровищ словно отказались от материальной цены и собственной стоимости ради служения культу.


В течение долгих веков своего существования человечество создало каменные поэмы, совершенство которых остается непревзойденным. В другое время и в других местах теология создала изображения своего торжества. Она начертала их лирическими шпилями, готическими порталами, сводами и мраком, в котором дух блуждает среди символов. Венецианский собор точно выполняет возложенную на него миссию. Он ограждает своих прихожан и руководит ими. Он является живым существом, украшающим себя барельефами, омрачающимся в дни страстной недели и улыбающимся мириадами пламенных очей своих паникадил в дни радостных празднеств. Храм уже не является собственным началом и концом; он переживает драму литургии, совершающейся круглый год; и каждый праздничный день - будь это день радости или скорби - является этапом его бытия. Напрасно было бы искать в соборе св. Марка воплощения красоты и вечного наслаждения, бесстрастие которых чарует и возносит человеческое чувство. Если классическая древность стремилась, как это утверждают, к абстрактному, рационалистическому и идеологическому искусству, к искусству больше говорящему разуму, чем чувству, к искусству, ищущему чистоты идеи и отвращающемуся от изменяемости и тленности вещей, то собор св. Марка, конечно, не воздвигнут на краеугольном камне древности.
В продолжение темы...
Новая система Юстиниана
Comments
Спасибо! Взаимно!