

Мы уже указывали в этой связи на памятник греческих зодчих, на капеллу Бартоломея в Падерборне (1017 г.). Трехкорабельный, перекрытый куполом колонный зал, с восточной стороны абсида при среднем корабле, с западной - прямоугольный, низкий с коробовым сводом притвор. Пространство это (без нартекса) производит впечатление цельного прямоугольника, т. е. в первую очередь воспринимаются внешние очертания, замыкающие стены, колонны же кажутся второстепенными элементами, внесенными в общее пространство. Таким образом, здесь выражена не идея пространственного сложения, в силу которой сперва воспринимается средний корабль, к которому затем присоединяются боковые корабли; мы имеем здесь идею разделения пространства, при которой зритель сперва охватывает общее пространство, а затем, благодаря внесению колонн, происходит «разделение» (Division) на корабли. Однако это впечатление «разделения пространства» не полное: оно уничтожается куполами.



Journal information