Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Проблема востока. Пизанский собор

Сильно приближаясь к типу центрических зданий, Пизанский собор открывает собой целый ряд средневековых зданий в Италии, что придает ему особое значение. Современный ему монастырь, Сан Аббондио в Комо, не имеет перекрестия, современное же ему южно-итальянское здание, Сан Анджелло ин Формис (между 1056 и 1086 гг.), является повторением очень древнего типа ранне-христианского времени, и потому естественно возникает вопрос, откуда так неожиданно взялась эта великолепная центрическая архитектурная форма. Прообразы зданий с центральным расположением в плане довольно часто встречались в римскую и византийскую эпохи. Такие сооружения, как Пантеон в Риме, Сан Витале в Равенне и Сан Лорен-цо в Милане, представляют собой крупные центрические здания, наиболее близкие к пизанскому. Известны еще, кроме того, многие небольшие постройки, а от начала XI века сохранились еще центричеческие крещальни. Крещальня Галлиано из Канто была освящена в 1007 г., а крещальня Бьеллы относится, повидимому, к более позднему времени. От всех этих сооружений нет пути к Пизанскому собору, ибо он, в сущности, является не центрическим, а продольным зданием с центральным перекрестием. Пизанский мастер Бускетос был греком, что указывает на восточное происхождение идеи построения собора. Таким образом, здесь мы встречаемся с почти незатронутым, но очень важным вопросом о восточном влиянии, так долго волновавшим и продолжающим еще и теперь занимать искусствоведов.

Пизанский собор 4

Пизанский собор 3

Мы уже указывали в этой связи на памятник греческих зодчих, на капеллу Бартоломея в Падерборне (1017 г.). Трехкорабельный, перекрытый куполом колонный зал, с восточной стороны абсида при среднем корабле, с западной - прямоугольный, низкий с коробовым сводом притвор. Пространство это (без нартекса) производит впечатление цельного прямоугольника, т. е. в первую очередь воспринимаются внешние очертания, замыкающие стены, колонны же кажутся второстепенными элементами, внесенными в общее пространство. Таким образом, здесь выражена не идея пространственного сложения, в силу которой сперва воспринимается средний корабль, к которому затем присоединяются боковые корабли; мы имеем здесь идею разделения пространства, при которой зритель сперва охватывает общее пространство, а затем, благодаря внесению колонн, происходит «разделение» (Division) на корабли. Однако это впечатление «разделения пространства» не полное: оно уничтожается куполами.

Пизанский собор 2

Пизанский собор 1

Пизанский собор
Tags: Архитектура, Достопримечательности, Италия
Subscribe
promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments