Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Разделение пространства является руководящим принципом лишь до высоты импоста над капителями колонн и стенных полуколонн; над ними простираются полукруглые гурты и продолговатые арки, между которыми вздымаются купольные сферические своды, имеющие самостоятельное значение, так как каждая полусфера стягивается к своей средней оси. Это значит, что до высоты импостов господствует пространственное разделение, а над ними сложение пространства. Так как под стилем мы понимаем ненарушимое соблюдение единого художественного принципа, то все эти комбинации поэтому следовало бы определить как смешение двух принципов стилей, как отсутствие стиля. В самом деле Падерборнская капелла производит весьма неприятное впечатление: своды давят на хрупкие колонны, которые кажутся как бы поглощенными пространством. Несмотря на абсиду, все в целом кажется лишенным направления, или, точнее выражаясь, переполненным движениями в разных направлениях, неуютным и ко всему этому своеобразно холодным; чувствуется, что здесь чего-то недостает. Мы догадаемся, чего здесь не хватает, если обратимся к более совершенному представителю византийской архитектуры, который вообще характеризуется смешением пространственного разделения и сложения, а между тем все же не кажется лишенным стиля. То, чего здесь недостает, это - мозаик на сводах и стенах. Быть может, они и входили в намерение зодчего, строившего Падерборнскую капеллу, но выполнены они не были. Дошедшее до нас предание о» том, что над этой капеллой работали греческие мастера, является прекрасным подтверждением того, о чем говорит сама форма здания; греческие архитекторы представляли себе, повидимому, мозаики как естественное «дополнение», как нечто, создававшее единство из «разделения» и «сложения», и наверное не одобряли того, что заказчик удовлетворялся зданием без мозаик.

25-01-2014_21·27·55

25-01-2014_21·27·50

25-01-2014_21·27·46

Такое целостное произведение византийского стиля возникло несколько позже. Это был собор св. Марка в Венеции. Частично используя старые фундаменты простой базилики, теперь воздвигли центрическое здание, состоящее из одинаковых, перекрытых куполами квадратов: один квадрат располагается посреди, остальные четыре в виде концов греческого креста; мощным квадратным столбам куполов соответствуют широкие полуциркульные арки, ясно разграничивающие между собой все пять помещений. Если все построено на «сложении», то проходы, благодаря маленьким узким мостикам среди купольных столбов, а еще сильнее мостики, перекинутые от столба к столбу, воспринимаются как внутренние -формы, как элементы пространственного «разделения». Благодаря более поздним добавлениям, как, например, алтарная преграда, число внутренних подразделений увеличилось еще больше. Невыносимое соседство и смещение «сложения» и «разделения» пространства образуют более высокий синтез, благодаря оптической бесплотности, уничтожающей резкие контрасты. Ибо куда зритель ни взглянет, всюду он видит краски и слабые отражения, в нижней части пространства - мерцающие мраморные плиты и колонны, в верхней - сверкающие мозаики, сглаживающие резкие грани, закрывая своим узором плоскостные стены.

25-01-2014_21·27·40

25-01-2014_21·27·34

25-01-2014_21·27·28

Вместо материальной, телесной толщи стен и столбов художественному восприятию представляется тонкая поверхность, словно простертая в воздухе. Форма пространства вполне определенна, однако, границы этого определенного пространства кажутся слабо очерченными, не твердыми; перед глазами зрителя как будто одни колеблющиеся на невидимых лесах ковры, которые при первом приближении к ним взлетят, как облака. При этом понимании создается такое впечатление, что стены не определяются силами, заключенными в них; кажется, будто они созданы живой трепетностью воздушной атмосферы, будто эти мозаичные ковры надуты изнутри, и целое становится вибрирующей средой, на которой возносятся, как воздушные шары, высокие купола.

25-01-2014_21·27·22

25-01-2014_21·27·17

25-01-2014_21·27·10

Все это не поддается рассудочному анализу, как в сновидениях, все освобождено от реальной действительности, и также «вне времени и пространства» выступают мозаические фигуры на золотом фоне. Погруженный в эту колеблющуюся пеструю атмосферу, невольно спрашиваешь себя, достаточно ли сил у кристаллических центров, чтобы создать из целого нечто твердое, четкое, особый микрокосм, или все это может раствориться в движении этих колебаний? Но состояние неустойчиво. В то время, как стили «сложения», как Ренессанс, обрабатывают камень как четкую форму, а стили «разделения», как Барокко, создают впечатление становления, здесь делается попытка создать впечатление продленного бытия, проникнутого глубочайшим переживанием, из которого родился византийский стиль. Это мечта о потустороннем, о бессмертии.
Формально это выражается в том, что все предметы сводятся к чисто зрительному, основанному на многократных пересечениях и световых контрастах; человек погружается в мир, в котором ничего нельзя ощущать, где можно только все видеть. Но этот мир не растворяется в небытии. В нем живут силы, которые собирают пространство вокруг твердых осей; позже здесь нет ни полной укрепленное, ни полнейшего растворения, а увековечено промежуточное состояние.
promo anonimusi november 3, 2025 07:34
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего журнала. Меня зовут Татьяна. Рада новым друзьям! Беларусь

Profile

anonimusi
Приличия трудно соблюсти.

Мои социалки:



---------------------------






Яндекс.Метрика










Анализ сайта anonimusi.livejournal.com


Приличия трудно соблюсти.

Tags

Latest Month

October 2023
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com