Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Categories:
  • Location:

Май Данциг. Народный художник Беларуси

Очень давно впервые я увидела картину Мая Вольфовича Данцига и поняла, что его творчество мне очень близко и понятно. Тогда не было интернета, не было возможности посмотреть многие его работы. Но даже тот мизер, который довелось увидеть, потряс до глубины души и запомнился надолго. Кстати, я не знала тогда, что Данциг белорусский художник. Согласитесь, что имя и фамилия совсем не белорусские.

Шли годы, я иногда слышала о нем, видела какие-то новые работы, с появлением интернета нашла информацию и была очень приятно удивлена, что это наш, белорусский художник.

А в прошлом году мы побывали на выставке произведений Народного художника Беларуси Мая Данцига, которая прошла в Национальном художественном музее Беларуси. Выставка была посвящена юбилею Победы, родителям и любимой сестре Белле. Хотя, если честно, мы думали, что выставка будет посвящена 85-летию художника.

Май Вольфович Данциг

На выставке было представлено более 200 живописных и графических произведений Мая Данцига, выполненных на протяжении 1949-2015 годов.
Это как хорошо известные полотна, вошедшие в золотой фонд белорусского искусства ХХ века: "Гудит земля Солигорская!" (1960), "Новоселы" (1962), "В рабочей столовой" (1963), "На страже мира" (1964), "Беларусь - мать партизанская" (1967), "Мой Минск" (1967), "Партизанская свадьба" (1968), так и новые работы, созданные в течение последних лет: "Плывет над Неманом хрустальный хоровод" (2003-2010), "Поединок. Легенда Пикассо" (1985-2012), "Вот из огня воды студеной выходят на мороз моржи" (2014), "Малый Тростенец" (2015) и другие.

Фото Мая Данцига с открытия выставки мне прислала будущая великая художница Валерия Чудаева. Эту девочку я знаю с детства.
Она прекрасно рисует, учится в академии искусств, пишет портреты, цена на которые сегодня очень условная и заказать их может каждый из вас.
Подробная информация по портретам у Лерочки в группе ВК Валерия Чудаева-портреты на заказ
Май Вольфович Данциг
На фото: Валерия Чудаева, Май Данциг и Игорь Свентицкий

Май Вольфович Данциг родился в 1930 году в г.Минске.
Закончил Минское художественное училище и Московский художественный институт имени В.И.Сурикова.
Народный художник Беларуси (1995), профессор Белорусской государственной академии искусств (1980), лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1968), обладатель ордена Франциска Скорины (2005) и ордена Почета (2010).

Отец Данцига преподавал физкультуру, а по праздникам, большой, шумный и важный, руководил оформлением колонн спортсменов. Из семейных сокровищ дома были лишь драповое пальто, скрипка и этюд натурщицы, который глава семейства сотворил собственными руками еще до революции, когда мальчишкой бегал в студию известного тогда художника Грубе. Весной 1941 года Маю исполнилось 11 лет. Это была самая обыкновенная весна, какая случается каждый год — цвела сирень, во дворах женщины сушили белье на веревке, детвора «стайками» перелетала с одной улицы на другую. Моросил дождь и торопил прохожих, выглядывало солнце и «скользило» лучами по лужам. По вечерам, после ужина, отец играл на скрипке, а в комнату врывалась вечерняя прохлада.

22 июня над городом закружили немецкие бомбардировщики. Первая бомба, упавшая на улицы Минска, в клочья разорвала не только здания, но и все, что было до этого дня — запах сирени, звуки струн, когда по ним пробегал смычок, красные плакаты и флажки на проспекте, скрип деревянного пола в доме. Когда началась война, отец исчез на несколько дней, а когда появился, схватил лишь скрипку, пальто и сказал всем срочно бежать на вокзал. Семья Данцигов заскочила в последний вагон последнего уходящего поезда.

Вернулись из эвакуации после войны. Разрушенный город на каждом шагу встречал объявлениями «Дом не занимать. Минный карантин». Квартира Данцигов уцелела. Остался даже на прежнем месте и отцовский этюд. Улицы заново начали отстраивать, год бежал за годом. Минск, а особенно послевоенный — не такой уж и большой, почти все друг друга так или иначе знали или имели каких-то общих знакомых. В 1952 Май Данциг Окончил Минское художественное училище.

Своего художественного института тогда еще здесь не было, поэтому «художники» пробовали поступать в Суриковское училище. Май Данциг был зачислен туда студентом. Примерно в это же время Валерий Рубинчик уехал поступать во ВГИК (и поступил). Друзья, родные, знакомые, соседи, коллеги — все гордились этими ребятами. Из Москвы Май вернулся с легким налетом «московской дерзости» и демонстрировал огромное полотно метра три на четыре, на котором была изображена ветка сирени. В общем-то, это был своеобразный протест, он словно заявлял: вот вам ветка сирени и утренняя роса, а не счастливые колхозники, герои труда и руки заводских рабочих.

Дебют состоялся! Вот вам сирень, вот вам краски, вот вам настроение бунтарской молодости. Нарисованная ветка сирени, город, который оживает на полотне, шумит или замирает, панорамные пейзажи — Май Данциг начинает писать биографию Минска. В его композиционном пространстве сочетаются монументальная выразительность и экспрессия формы, декоративность цветовых решений и тщательно продуманные ракурсы. В этом — весь художник.

Режиссер анимационного и документального кино, журналист и критик Олег Белоусов (1945, Слуцк — 2009, Минск) в 2007 году создал виртуальную «галерею искусств», где знакомил публику с произведениями белорусских художников, дизайнеров, скульпторов, творчеством которых увлекался сам. Со многими он был знаком лично, а о Мае Данциге писал:
«Мне нравилось с разговаривать с Маем, с ним было весело общаться… У него на лице всегда играла, не исчезая, замечательно доброжелательная улыбка, он радовался жизни и был влюблен в жизнь… Потом он меня обидел… Написал картину: Минск с видом на вокзал, темную, тяжелую… Я, тогда уже (или еще?..) молодой и «злой» критик, набросился на автора — мне было обидно за мой город. Я не знал, что тот самый дом Мая, в котором он любил сидеть на подоконнике, снесли (кому мешал!?), я не подозревал, что у художников тоже бывают периоды неслияния с миром, что весна длится не вечно, что даже родной город можно увидеть по-разному — можно в кипени садов, можно — черным, закопченным, неуютным и чужим.

Сгоряча я разругал эту картину в пух и прах и потом долго избегал Мая, казалось, он должен был на меня сильно разозлиться, начать выяснять отношения. Но ничего такого не произошло — при встрече он был так же весел, так же доброжелателен, губы его все так же украшала неистребимая, чуть Мефистофельская усмешка. Потом выставки пошли все реже, времена менялись, Май профессорствовал в Академии искусств, я, поняв тщету всей и всяческой критики, «завязал» с ней, сам, часто попадая в ее жернова, на собственной шкуре испытывал чье-то поспешливое, максималистское желание вставить собственные «пять копеек».

Кого-то чему-то научить, высказаться в печати резко и нелицеприятно… Но, душевное расположение друг к другу осталось. Поэтому, начав вести передачи на телевидении, я пригласил Мая. Нужно сказать, что разговорить его, раскачать было довольно сложно. Как всякий художник, он предпочитает делать, а не говорить о сделанном, однако разговорились — оказалось, что дом его стоял в самом начале Немиги, что рос он в тех же местах, которые позднее, в моем послевоенном детстве, оставались еще узнаваемы.



Я признался в своей любви к его «Сирени», мы повеселились над моей былой юношеской запальчивостью, взгрустнули о памятной нам старой Немиге, о ее удивительных двориках, о ее итальянско-еврейском колорите, ее неповторимости. Вспомнили стайки молодых и не молодых художников, которые бродили по ней со своими этюдниками. Май поделился своей затеей создать в Академии искусств выставку лучших дипломных работ… Еще раз сравнили детские воспоминания… — А помнишь?.. — А ты застал еще?..

Когда через пару месяцев, по какой-то необходимости, я напросился к нему в мастерскую, то ахнул… Сразу на четырех мольбертах стояли почти готовые большущие полотна — написанная по памяти, старая, погибшая Немига… Да какая! Яркая, звонкая — как возвращение в детство! — Ну ты даешь, — только и смог я выговорить… — А ты думал… — сказал Май, усмехнулся и, с тонким прищуром, как только художники умеют, любовно и в то же время критично, поглядел на свои работы… Так получилось, видно всколыхнуло что-то в душе, не очень обязательный разговор раззадорил память — и художник сделал то, что может сделать только художник — из небытия, из праха вернул к жизни город, его улочки, косые домики, в которых текла живая жизнь.

И, кажется, затарахтели по брусчатке кованые колеса ломовых пролеток, зазвучали голоса балаголов (кучер)… Это был Минск, который видел и запомнил маленький мальчик, сидя на широком подоконнике большого сводчатого окна в старом отцовском доме… На этом я, пожалуй, поставлю точку, поскольку говорить больше не о чем… Хотя, впрочем, повременю умолкать. Мастерская Мая Вульфовича Данцига, как и архивы Исаака Давидовича, Виталия Цвирко, Заира Азгура, Алексея Глебова, запасники художественного музея, хранилища худфонда, заставлены, завалены великолепными работами, которые никто не видит, которые не радуют зрителя, отсутствие которых в художественной жизни Беларуси искажает общую картину, делает ее однобокой, прерывает неразрывную связь времен. А посреди нашей столицы стоит, постоянно закрытый, «нежилой» Дом Республики… Если бы директором был я, то распорядился бы разместить там постоянную экспозицию работ Народных художников Беларуси. Душно в городе без свежего запаха сирени…
Часть информации взята с сайта allby.tv

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг

Май Вольфович Данциг



Гомель


Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.

[Важные мелочи...]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках

Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.

Готова к сотрудничеству!
Tags: Беларусь, Искусство, Картины, Минск, Музеи, Национальный художественный музей, Художник
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo anonimusi november 3, 2025 07:34
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего журнала. Меня зовут Татьяна. Рада новым друзьям! Беларусь
Comments for this post were disabled by the author

Featured Posts from This Journal