С интересом читаю о разном невероятном, тайном, слушаю людей, которые изучают и знают историю города.
Совершенно случайно недавно прочитала статью в газете "Гомельская правда" о каменной бабе, которая стояла в Гомельском парке и куда-то исчезла. Куда? Кто спер? Как спер? Это же не тряпичная кукла, она же тяжелая!
Может кто-то из моих многочисленных читателей что-то знает об этой гомельской каменной бабе и даст какую-то информацию? А кто знает? Может, с вашей помощью и найдем нашу реликвию?
Баба была вот такой, как на этом рисунке.
Это единственный источник, подтверждающий не просто тот факт, что своя баба у нас была, но и как она выглядела.
Автор статьи: Татьяна Шода, главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Статья публикуется с разрешения автора.

"В 1911 году исследователи гомельской старины Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло писапи в географическо-статистическом сборнике «Город Гомель»: «...За Гомеюком, в чаще, в отдаленной беседке, стоит каменная баба, попавшая сюда откуда-то из древней Скифии...».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает лаконичное определение каменной бабы: «Баба — древние каменные памятники в виде грубых человеческих фигур на юге России». Такого рода изваяния еще называли «половецкими каменными бабами». А встречались они на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы и были прежде всего памятниками сакрального искусства половцев IX — XIII века.
Слово «баба» в переводе с тюркского означает «пращур», «дед-отец». Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов, считалось, что они давали им силу, оберегали в бою. На территории Беларуси такие изваяния встречаются крайне редко, при этом их присутствие в наших краях никак не связано с перемещением кочевых племен, а скорее с именами владельцев старинных усадеб. В XIX — начале ХХ века в их среде было очень популярным украшать такими каменными бабами дворцовые парки. Доставлялись древние скульптуры в основном из южных регионов Российской империи.

Скан рисунка Э.Лозе
Судя по всему, хозяевам гомельского дворца такая идея в свое время тоже пришлась по душе. Мы не располагаем точными сведениями, откуда в парк князей Паскевичей пожаловала каменная «барышня» и когда ее не стало в парке. В 1980-е годы профессор Мальдис, председатель комиссии «Вяртанне», которая занималась в Беларуси вопросами реституции культурных ценностей, назвал каменную «бабу» из Гомельского музея наиболее ценным из артефактов, которые навсегда были утрачены в годы военного лихолетья.
До недавнего времени факт наличия такого необычного объекта в нашем парке подтверждался лишь в некоторых изданиях, посвященных истории дореволюционного Гомеля, а как выглядела каменная баба, нам не было известно. И вот это прояснилось. Совсем недавно мы приобрели акварель немецкого художника Эмиля Лозе с названием «Воспоминание о гомельском парке», написанную в 1927 году. Она оказалась небольшой по формату, но очень интересной по содержанию. Художник изобразил немецкого военнослужащего (скорее всего, себя) в нашем парке рядом с каменной бабой.
Как известно, во время Первой мировой войны в 1918 году Гомель был оккупирован немцами. Судя по всему, наш чудесный парк тогда очень понравился Эмилю Лозе, если спустя почти десять лет он так оригинально вспомнил о нем на листке четвертого формата. Незамысловатый графический рисунок, выполненный в манере шаржа, является на сегодняшний день единственным известным нам источником, визуально подтверждающим факт, что когда-то в нашем парке был представлен древнейший сакральный памятник. И, что очень важно, теперь мы знаем, каким он был.

Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.
[ Важные мелочи...]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках
Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.
Готова к сотрудничеству!
Journal information