Как обстоит дело с внутренним устройством этих строений? С самого начала проявляется стремление к мощному взаимопроникновению всех частей, к приведению их во взаимные отношения и тяготение наружу.
В 1921 г. эти мысли в зачаточном состоянии уже сформулированы в эскизах книги «Путь к архитектуре»: наивозможное отклонение промежуточных стен (перегородок). Витая лестница как открытое и связывающее одно с другим соединение.
В 1923 г. в известном доме-ателье, который Корбюзье проектировал для Озанфана, мысль облекается уже в образ. Гараж помещается в самом строении; витая лестница ведет наверх, присоединяет к себе вестибюль и при дальнейшем повороте внезапно открывается в столовую. Внушительный пролет указывает на дальнейшие помещения. Еще через один оборот мы стоим в превосходнейшем ателье, в котором рабочий уголок висит подобно «корабельным марсам». Это - изолированное место. Все прочие помещения дышат одной жизнью.

В 1924 г. был построен дом Ларош в Отейле. Сферы этажей в нем проникают друг друга.
Если двадцать лет назад Франк Ллойд Райт сумел слить в одно целое дом в горизонтальных, друг друга проникающих объемах, то Корбюзье делает это отныне в вертикальных Хорошо, конечно, снять с дома его покров и сделать видимым на обнаженном скелете, как в его структуре все части сливаются друг с другом без всяких швов. Пространство и свет, внутреннее и наружное стремятся друг к другу. В крыше, при этом в совершенно неожиданном месте (над не имеющей стен библиотекой на втором этаже), проломано квадратное отверстие для верхнего света, сквозь ясное стекло которого глядит небо. И крыша также должна быть легкой. Никакого отягощающего замыкания (Ритфельд, например, сумел одним приемом устроить в своем Утрехтском доме верхний свет).
В 1926-1927 гг. в доме Ларош Корбюзье рискнул лишь поставить на столбы боковую часть дома в форме параболы, так что сад мог продолжаться под домом. В доме Кука, Булонь на Сене, он соблюдает последовательность в постройке дома на столбах и оставляет стены только у небольшой части дома (передняя с лестницей). Только в верхнем этаже начинаются свободно несущие стены, и прорезающие их ряды окон выявляются в полной последовательности. Хотя в доме Ларош сад на крыше уже оформлен, но только тут дом и крыша вполне проникают друг в друга. Большой объем дома выдается над плоскостью крыши, достигая до высоты балдахина, назначение которого служить защитой от дождя. Лестница ведет из этого большого помещения в меньший рабочий кабинет, который на уровне крыши образует средний член нераздельного соединения, внешнего и внутреннего.
Journal information