?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта танцевальная этно-вечеринка состоялась 10 декабря.
Было, как всегда, познавательно, увлекательно, весело и вкусно!


Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Кто хочет научиться танцевать бытовые народные танцы - добро пожаловать в ШКОЛКУ БЫТОВОГО ТАНЦА.
Занятия проходят каждую субботу и воскресенье с 15-00 до 17-00 по адресу: пр-т Речицкий, 108 а, второй этаж (ориентир - магазин "Мила")
Зал арендуемый, стоимость занятия 2 рубля.
Сменная обувь обязательна!

Более подробная информация в группе ВК Народные танцы в Гомеле,
а так же у Дмитрия Тарасова или Петра Цалко.

Статью написал специально для моего блога - Дмитрий Тарасов.

"Уже традиционно, «Гомельский филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций» начинает цикл тематических вечерин. И первой, этот цикл открывает танцевальная этно-вечерина.

Что такое традиционный белорусский танец? Каковы истоки его возникновения? ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ именно ТАК в белорусском народном танце? Об этом и многом другом, касающемся традиционных танцев Беларуси, все желающие смогли узнать на этно-вечерине 10 декабря.




Тот, кто хоть изредка выбирается из своего населённого пункта, видит многочисленные поля и луга, сменяющие друг друга на протяжении всего пути. И мы привыкли думать, что так было всегда. Но от мало-мальски внимательного взгляда наблюдателя, не должны были ускользнуть бесчисленные мелиоративные каналы, проходящие по периметру полей и лугов, и ставшие неотъемлемой частью наших пейзажей.

О чём это может говорить? Да о том, что почти все наши бесчисленные поля и луга – это осушенные болота. Ещё 60-70 лет назад картина была совсем иная, не говоря уже о ландшафтах 150-летней давности. Т.е. территория современной Беларуси была весьма заболоченной. Возраст белорусских болот составляет от 5 тыс.(самые молодые болота Витебщины) до 11 тыс. лет(Полесские болота). Причём, зачастую, это были непроходимые топи, исключающие возможность сообщения между населёнными пунктами. Кстати, недоступность многих деревень была устранена лишь на закате Советского Союза, при помощи, всё той же, мелиорации.

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Вот в таких природных условиях и жили наши предки. Земель, пригодных для посевов было мало, да и те, которые имелись, не отличались плодородностью. А от того, какой урожай соберёт семья со своего надела, зависела их жизнь. История нам указывает на нередкие случаи голодоморов на нашей территории, из-за вымокания урожая.
Какое это отношение имеет к народным танцам? Да самое прямое!
Истоки традиционного танца выходят из обрядовых действий наших предков, направленных на повышение плодородности и увеличение урожая. На нашей заболоченной территории, народ не ждал «с моря погоды» и не надеялся на «авось», а пытался повлиять на результат(урожайность) при помощи обрядов.
Водя хороводы вокруг новогодней ёлки, наши дети не подозревают, что повторяют действия наших предков, которым не одна тысяча лет. Что же такого необычного в хороводе и почему мы обратили на него внимание?

Хоровод(карагод, танок, улица) изначально, это обрядовое действие, в котором люди, взявшись за руки, притопывая, движутся по кругу и чего-то там поют. Ну не новогодний праздник ли?)
А если разобраться? Что, КАК и ПОЧЕМУ именно ТАК? Попробуем по порядку).

Притопывания.
Притопывать – это не просто идти, а именно чётко, звучно «чеканить» шаг, топотать. Не на носочках, не на пяточках, а пристукивать сплошной стопой по полу(земле). Вспомните, когда вы, эмоционируя, топаете. От досады, злости, или что-то от кого-то требуете. А может, от радости? Откуда это?
Во-первых, топнуть может только прочно стоящий на ногах человек. Больной и обессиленный особо не топнет. Т.е. так человек заявляет о себе, как о полноценном представителе вида.
Во-вторых. Полный контакт с землёй, в понимании наших предков - это контакт со своим родом, со всеми предшествующими поколениями, покоящимися в земле. Топнуть по земле, значило обратиться к своему роду. Насколько это было важно?

А что вы знаете о своём роде? Родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки… Как правило, на этом всё и заканчивается. А ведь ещё не так давно было принято знать свой род до седьмого колена.

Что значит до седьмого колена? Т.е. семь поколений, предшествующих вашему рождению. Кто-нибудь задумывался, сколько это человек?
Так вот, семь поколений, предшествующих вашему рождению – это 254 человека! Причём, прямых родственников, принявших непосредственное участие в вашем создании. Это:
Ваши родители;
родители ваших родителей(бабушки и дедушки);
родители ваших бабушек и дедушек(прабабушки и прадедушки);
родители прабабушек и прадедушек …
и так до седьмого колена.
Если бы хоть одного из этих 254 человек не было – не было бы и вас!
Что такое семь поколений по временному промежутку? Это 150 лет. Всего-навсего. А если копнуть глубже?
За 150 лет – 254 человека;
За 300 лет получается 32 766 человек;
За 450 лет – 4 194 302 человека;
Дальнейшие цифры просто немыслимо осознать…

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

И это только прямая линия! Только родители родителей, их родителей... и т.д. Тут не затронуты чьи-либо братья, сёстры и их линии.
Почему же такие точные цифры, а не, к примеру «более 4-х миллионов человек за 450 лет»? Да потому, что если бы хоть одного из этих 4 194 302 человек не было – не было бы и КОНКРЕТНО ТЕБЯ. Другими словами - это 4 194 302 прожитых человеческих жизней, с их жизненным опытом, заложенные в наш генетический код. Т.е. абсолютно каждый из этого множества родичей, оставил свой след в нашей ДНК.
Просто попробуйте осознать эти цифры.

Теперь понимаете что такое сила Рода? И когда человек осознанно обращается к нему, то какая силища кроется за этим?
Ну, и в третьих - это требование. Нередко мы замечаем за собой и другими, а особенно за детьми, тот факт, что когда человек чего-то требует, он возьмёт да и топнет. Хорошо так топнет, в подтверждение своих намерений получить желаемое.
Подытоживая вышесказанное можно заключить – хорошо топает здоровый, крепко стоящий на ногах, полноценный представитель вида, который, заручившись поддержкой всего своего рода, требует и намерен получить желаемое.

А когда несколько таких представителей объединятся и вместе потребуют, то и результат будет вероятнее. А если их десятки, сотни? Именно поэтому народ брался за руки(объединяясь, т.е становясь единым целым) и топая в едином ритме, привлекая тем самым к обряду своих предков, требуя от них участия и помощи, двигался по кругу, символизируя кругооборот жизни, и обращая обрядовые песнопения Всевышнему(тому, кто всех выше) Богу(Богам) для получения желаемого результата.
Так как основная масса обрядов, прямым или косвенным образом касалась плодородия, плодоношения, приплода, урожая, то и действия этих обрядов отразились на традиционных танцах нашей местности.

Как известно, народ проводил прямые параллели между плодородием земли и плодовитостью рода человеческого. Это нашло отражение в песенной традиции, в ткачестве, керамике и др., где женщина ассоциируется с полем. Девочка, девушка – непаханое поле, целина. Вышла замуж – распахали поле, засеяли(вложили семя). Родились дети – пожинай плоды(урожай).
Потому и обряды, направленные на увеличение урожая, обязательно проводились при участии обоих полов – мужчин и женщин, т.к. всем известно, что одни лишь женщины, равно как и одни лишь мужчины приплод не дадут. Необходимо участие обоих полов.

Отсюда и вытекает: традиционный белорусский танец – парный: мужчина и женщина. Позже, конечно, появились сольные варианты, женские пары, в тройках, четвёрках… но это уже трансформации, обусловленные социальными причинами(отсутствие женщин в войсках, где и возникла сольные мужская пляска, малое количество мужчин в деревнях из-за постоянных войн, обусловившее появление женских пар и т.д.).
В традиционном белорусском танце, как и в архаичных обрядах, пары движутся по кругу (в хороводе), причём это движение идёт против часовой стрелки. Откуда тут взялась часовая стрелка и почему, непременно, против её хода?

Всё становится понятно, когда мы вспомним, что такое часы и как они появились.
Изначально, часовая стрелка – это тень от палки, воткнутой в землю, которая перемещается, в соответствии с движением Солнца. Потом под палкой нарисовали циферблат и получились часы. Да-да, первые часы были именно солнечными. Следовательно, движение по часовой стрелке – это движение по ходу Солнца, а движение против часовой стрелки – это движение навстречу Солнцу.

Ни для кого не секрет, что первоначальным божеством всех архаичных верований было именно Солнце. От него зависело, наступит день или нет, придёт весна или нет, созреет урожай или нет... Поэтому и почиталось Солнце превыше всего, и всю свою деятельность люди осуществляли в соответствии с его ходом.
Вот и в традиционном танце, хоровод движется навстречу Солнцу, на встречу свету.
При этом, в паре женщина находится справа от мужчины с внешней стороны круга. Мужчина, соответственно, с внутренней стороны.
Почему справа? Да потому, что всё своё – справа. Правильно, правда, «кто прав, а кто виноват», «наше дело правое», «имею право», исправить - это всё однокоренные слова имеющие общую этимологию. И наоборот – левый человек, сходить налево(к чужой женщине), левые деньги, левак. Это всё чужое, не своё, не правильное.
У женатых мужчин пояс завязывался справа, а у холостых – слева(ещё нет своей женщины). Поэтому и без колец было видно, кто кем является. Захотел мужик гульнуть на чужбинушке – перевязал пояс на левую сторону, и сходил налево). Правда, с какой стороны пояс завязан, видать далекооо, и увидеть могут не только те, к кому захотелось сходить, но и те, кто могут это рассказать кому следует). То ли дело сейчас – снял колечко с пальца, и всё – не женат. Увидела жена, извернулся, сказав, что снял, чтобы не поцарапать, таская камни или работая напильником))).

В традиционном танце мужчина ведущий, а женщина – ведомая. Он - твёрдый, упругий и ловкий, она - мягкая и податливая. В танце кавалер не только управляет и направляет, но и следит за тем, чтобы пары не столкнулись. Это его задача, его ответственность. Он – опора для женщины, и она ему полностью доверяет. Женщина в танце следует за мужчиной, не сопротивляясь и сглаживая все острые углы. В танце, как в жизни, а в жизни, как в танце. Так говорили в народе. Потому и жён шли выбирать на танцы, а не в огороды. Потому бабули и говорили своим внучкам: «Учись девка танцевать, а работать горе научит».


Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель


Если женщина в танце сопротивляется и пытается что-то доказать, то и в жизни будет так же. Если мужчина не ведёт в танце, постоянно сталкивается с соседними парами и не может поставить себя как следует, то и в жизни будет приблизительно то же самое.

Вот и движутся они по кругу(жизни) на встречу Солнцу, гармонично взаимодействуя друг с другом и ритмично топоча ногами «трохкрок».
«Трохкрок» - основное движение в традиционном белорусском танце – тройной притоп. Он используется в 99 случаях из 100 и идёт «красной нитью» сквозь все танцы. Это троекратное притопывание, сопровождающееся переносом веса с ноги на ногу в такт музыки. Это ни что иное, как обрядовое притопывание, описанное выше и дошедшее до нас в неизменном виде. Это самое архаичное, что есть в наших танцах. Трохкроку тысячи и тысячи лет. И как показала практика, при всей кажущейся простоте, освоить его не так уж и сразу получается. А если учесть, что постоянно отбивая трохкрок, пара выполняет различные коленца, вращаясь и меняясь местами друг с другом, прихлопывая, и при этом ещё запевая припевки(частушки), то вот вам и техника наработки новых нейронных связей; согласование работы обоих полушарий головного мозга; трансовые техники шаманизма(всё коленца повторяются по кругу и сопровождаются чётким общим ритмом, отбиваемым ногами) и ещё куча популярных ныне восточных и западных техник, уже имеются в традиционном белорусском танце. Те, кто танцевали наши танцы более получаса, поймут о чём я говорю.

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Для того, чтобы научиться хорошо танцевать, необходимо понимать, что и как мы делаем. И если уже браться за народные танцы, то и держать себя нужно, как полноценный представитель народа. А если требуется в танце притопнуть, то сделать это, как достойный потомок всего того рода, который тебе предшествовал. При этом не обязательно ломать половицы, вполне достаточно чётко и с достоинством обозначить себя.

P.S. Всё вышеописанное не касается народно-сценического танца, представляемого хореографическими коллективами в концертных залах и с экранов телевизоров.
Данные коллективы выступают на сцене. Отсюда и задачи другие. Вся их деятельность направлена в зал. Необходимо, чтобы зритель с последнего ряда видел, что происходит на сцене. Ни трохкрок, ни другие мелкие дроби зрителем увидены и услышаны не будут. Поэтому их движения очень утрированы, позы неестественны, макияж похож на боевую окраску, а костюмы, лишь издали напоминают народные, да и то не всегда. Этот танец является хореографическим вымыслом и живет только на сцене и только для зрителя. В быту он не жизнеспособен, т.к. исполняться может только специально подготовленными людьми.
Те же танцы, которые танцевал народ для себя, истоки которых и лежат в архаичных обрядах, ныне переименовали в народно-бытовые, чтобы не путать со сценическими. Именно о них и узнали все желающие на танцевальной этно-вечерине в Гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Шклярова."






Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель



Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель



Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель

Танцевальная этно-вечеринка в филиале Ветковского музея. Гомель



(без названия)


[Важные мелочи...]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках

Готова к сотрудничеству!


Данный материал является объектом авторского права.
Полная или частичная публикация поста, а также размещенных в нём фотографий, без согласования со мной ЗАПРЕЩЕНА в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей. Почта для контактов: stel-pro@mail.ru Остальным напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная и индексируемая ссылка на источник обязательна!

Featured Posts from This Journal

promo anonimusi март 27, 2017 11:01 159
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…

Comments

( 76 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
kasana3006
Dec. 13th, 2017 08:09 am (UTC)
какие светлые и радостные лица у людей )))
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:26 am (UTC)
Люди одеты в счастье
kolybanov
Dec. 13th, 2017 08:11 am (UTC)
надо помнить откуда мы пошли
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:25 am (UTC)
Просто обязаны помнить
(no subject) - sisj - Dec. 13th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
rider3099
Dec. 13th, 2017 08:11 am (UTC)
Как чудесно!
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:25 am (UTC)
Было весело и очень здорово.
Это очищает
olga_simonova
Dec. 13th, 2017 08:16 am (UTC)
люблю народные танцы
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:25 am (UTC)
Приезжай. В школку тебя отдадим
(no subject) - olga_simonova - Dec. 13th, 2017 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - anonimusi - Dec. 13th, 2017 08:49 am (UTC) - Expand
alexkolos
Dec. 13th, 2017 08:16 am (UTC)
Самая настоящая дискотЭка))
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:24 am (UTC)
Это была крутая дискотека
lica_alica
Dec. 13th, 2017 08:18 am (UTC)
Две девчушки затмевают всех остальных))
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:24 am (UTC)
Это точно!
silver_slider
Dec. 13th, 2017 08:32 am (UTC)
Очень здорово! Люблю такие мероприятия:)
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:09 am (UTC)
Я и сама люблю
Вот пойду в школу танцев
remch_ch
Dec. 13th, 2017 08:37 am (UTC)
Отличное мероприятие!Побывать на таком вечере очень интересно )
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:09 am (UTC)
В декабре и январе еще будут. Приезжай
kladez_zolota
Dec. 13th, 2017 08:43 am (UTC)
Правильное времяпровождения!
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:09 am (UTC)
Круче любого фитнеса
(no subject) - smotrivideo - Dec. 13th, 2017 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - anonimusi - Dec. 13th, 2017 09:14 am (UTC) - Expand
fen_vey
Dec. 13th, 2017 08:47 am (UTC)
Когда танцуешь, надо не забывать о нейронных связях чтобы понимать , что происходит с точки зрения науки.
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:50 am (UTC)
Ого, как глубоко
vagant
Dec. 13th, 2017 08:48 am (UTC)
Отличные фотографии!

"А ведь ещё не так давно было принято знать свой род до седьмого колена."

Думаю, что речь не идет о малоимущих слоях населения!

anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:50 am (UTC)
А малоимущие еще дальше знали
(no subject) - vagant - Dec. 13th, 2017 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - anonimusi - Dec. 13th, 2017 09:12 am (UTC) - Expand
katoga
Dec. 13th, 2017 08:49 am (UTC)
Милота какая)))
anonimusi
Dec. 13th, 2017 08:49 am (UTC)
Вот так у нас милуются
irinavasillevna
Dec. 13th, 2017 08:50 am (UTC)
Теперь понятно куда ты меня приглашала. Надо было с тобой пойти.
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:13 am (UTC)
Идем в следующий раз. Я тебя позову.
amarok_man
Dec. 13th, 2017 08:57 am (UTC)
Как красиво и здорово ! Посмотреть бы это в реале !
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:14 am (UTC)
Сложного ничего нет. Летом приезжай
(no subject) - dead_island - Dec. 13th, 2017 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - anonimusi - Dec. 13th, 2017 09:22 am (UTC) - Expand
blondzinko
Dec. 13th, 2017 09:00 am (UTC)
Ох, нравятся мне такие вечеринки! надо будет как-нибудь попасть на одну из них.)
anonimusi
Dec. 13th, 2017 09:13 am (UTC)
Могу написать тебе заранее
(no subject) - tankvidel - Dec. 13th, 2017 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - anonimusi - Dec. 13th, 2017 09:22 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 76 comments — Leave a comment )

Profile

anonimusi
Приличия трудно соблюсти.

Мои социалки:



---------------------------






Яндекс.Метрика









Tags

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com