Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

«Стиль» эпохи

Продольная базилика остается основой, на которую наслаиваются иноземные элементы. Восток и Запад являются самостоятельными культурами, соприкоснувшимися друг с другом, причем культура восточная проникла в первом тысячелетии глубоко на Запад, пышно расцвела в армянском понимании в X и XI веках и потому не только она смогла оказать влияние на европейских архитектурных заказчиков и зодчих, путешествовавших по Востоку, но армянские архитекторы сами могли также перенести свои архитектурные приемы в Европу; тем не менее немецкий и французский романский стиль может быть понят лишь как постепенное преобразование и совершенствование средиземноморской базилики с плоской кровлей. Св. Михаил в Гильдесгейме и собор Шпейера, Сан Реми в Реймсе и Клюни II не представляют собой древнего заимствования с Востока и не являются чем-то вывезенным оттуда, это - плоды развития замкнутой европейской культуры; наличие же в Пизанском соборе аркад и их отдаленное сходство с некоторыми армянскими сооружениями не должно склонить нас к предположению, что Бускетос был армянином. Установленные на углы квадраты не армянского происхождения. Они могли быть, конечно, изобретены самим Бускетосом, но в конце концов решающее значение для стиля имеет не отдельное семя, занесенное ветром, а готовая к принятию его почва, благоприятная для умножения и созревания зерна. Одна область культуры перенимает от другой всегда лишь отдельные, лишенные всякой связи импульсы и перерабатывает их. Если оно перенимает все искусство в целом, то тогда происходит приобщение этого искусства к другому кругу культуры.

собор Шпейера

«Стиль» эпохи до 1000 г. был бесстильностью, смешением архитектурных принципов, что сказывается на формах пространства и тела, собранных вместе и принципиально чуждых друг другу; и совершенно независимо от их отношения к вопросу о том, трактованы ли они как слагаемые (additiv) или делимые (divisiv), как источник силы или проводник сил, они имеют различное происхождение. Особенно наглядно, если и не наиболее ярко, это выражено в древнехристианских произведениях, созданных из античных остатков; но то же самое можно сказать и о каролингских сооружениях, в которых это менее заметно, хотя сильнее выражено. Что, например, побудило в св. Георгии в Оберцелле поставить как раз эти колонны и арки под эту стену? Чем более мы приближаемся к 1000 г. и дальше, тем больше происходит смешение чуждых друг другу отдельных произведений, тем больше слагаются черты стиля, и этот процесс продолжается до конца Готики. Это положение, вероятно, связано со смешением культур и народов около 1000 г.
Таким образом, обозревая развитие до 1000 г., можно утверждать, что до этого времени искусство не было цельным ни в отношении формы, ни в отношении стиля. Лишь после 1000 г. (в Италии:-1063 г.) начинается пора стиля сложения (additiv) и ассимиляция разнообразных элементов. Восток играет роль соседа, оказывающего влияние с древних времен на круг западных культур; влияние его проникает и до 1000 г. и только после 1000 т. получает признание, т. е: слегка ассимилируется. Стиль в смысле морфологическом с трудом усваивает чуждые элементы.
Tags: Архитектура
Subscribe
promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments