
«Стиль» эпохи до 1000 г. был бесстильностью, смешением архитектурных принципов, что сказывается на формах пространства и тела, собранных вместе и принципиально чуждых друг другу; и совершенно независимо от их отношения к вопросу о том, трактованы ли они как слагаемые (additiv) или делимые (divisiv), как источник силы или проводник сил, они имеют различное происхождение. Особенно наглядно, если и не наиболее ярко, это выражено в древнехристианских произведениях, созданных из античных остатков; но то же самое можно сказать и о каролингских сооружениях, в которых это менее заметно, хотя сильнее выражено. Что, например, побудило в св. Георгии в Оберцелле поставить как раз эти колонны и арки под эту стену? Чем более мы приближаемся к 1000 г. и дальше, тем больше происходит смешение чуждых друг другу отдельных произведений, тем больше слагаются черты стиля, и этот процесс продолжается до конца Готики. Это положение, вероятно, связано со смешением культур и народов около 1000 г.
Таким образом, обозревая развитие до 1000 г., можно утверждать, что до этого времени искусство не было цельным ни в отношении формы, ни в отношении стиля. Лишь после 1000 г. (в Италии:-1063 г.) начинается пора стиля сложения (additiv) и ассимиляция разнообразных элементов. Восток играет роль соседа, оказывающего влияние с древних времен на круг западных культур; влияние его проникает и до 1000 г. и только после 1000 т. получает признание, т. е: слегка ассимилируется. Стиль в смысле морфологическом с трудом усваивает чуждые элементы.
Journal information