Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Categories:

«Стиль» эпохи

Продольная базилика остается основой, на которую наслаиваются иноземные элементы. Восток и Запад являются самостоятельными культурами, соприкоснувшимися друг с другом, причем культура восточная проникла в первом тысячелетии глубоко на Запад, пышно расцвела в армянском понимании в X и XI веках и потому не только она смогла оказать влияние на европейских архитектурных заказчиков и зодчих, путешествовавших по Востоку, но армянские архитекторы сами могли также перенести свои архитектурные приемы в Европу; тем не менее немецкий и французский романский стиль может быть понят лишь как постепенное преобразование и совершенствование средиземноморской базилики с плоской кровлей. Св. Михаил в Гильдесгейме и собор Шпейера, Сан Реми в Реймсе и Клюни II не представляют собой древнего заимствования с Востока и не являются чем-то вывезенным оттуда, это - плоды развития замкнутой европейской культуры; наличие же в Пизанском соборе аркад и их отдаленное сходство с некоторыми армянскими сооружениями не должно склонить нас к предположению, что Бускетос был армянином. Установленные на углы квадраты не армянского происхождения. Они могли быть, конечно, изобретены самим Бускетосом, но в конце концов решающее значение для стиля имеет не отдельное семя, занесенное ветром, а готовая к принятию его почва, благоприятная для умножения и созревания зерна. Одна область культуры перенимает от другой всегда лишь отдельные, лишенные всякой связи импульсы и перерабатывает их. Если оно перенимает все искусство в целом, то тогда происходит приобщение этого искусства к другому кругу культуры.

собор Шпейера

«Стиль» эпохи до 1000 г. был бесстильностью, смешением архитектурных принципов, что сказывается на формах пространства и тела, собранных вместе и принципиально чуждых друг другу; и совершенно независимо от их отношения к вопросу о том, трактованы ли они как слагаемые (additiv) или делимые (divisiv), как источник силы или проводник сил, они имеют различное происхождение. Особенно наглядно, если и не наиболее ярко, это выражено в древнехристианских произведениях, созданных из античных остатков; но то же самое можно сказать и о каролингских сооружениях, в которых это менее заметно, хотя сильнее выражено. Что, например, побудило в св. Георгии в Оберцелле поставить как раз эти колонны и арки под эту стену? Чем более мы приближаемся к 1000 г. и дальше, тем больше происходит смешение чуждых друг другу отдельных произведений, тем больше слагаются черты стиля, и этот процесс продолжается до конца Готики. Это положение, вероятно, связано со смешением культур и народов около 1000 г.
Таким образом, обозревая развитие до 1000 г., можно утверждать, что до этого времени искусство не было цельным ни в отношении формы, ни в отношении стиля. Лишь после 1000 г. (в Италии:-1063 г.) начинается пора стиля сложения (additiv) и ассимиляция разнообразных элементов. Восток играет роль соседа, оказывающего влияние с древних времен на круг западных культур; влияние его проникает и до 1000 г. и только после 1000 т. получает признание, т. е: слегка ассимилируется. Стиль в смысле морфологическом с трудом усваивает чуждые элементы.
Tags: Архитектура
Subscribe

  • Московская весна

    В эти выходные и в Москве была настоящая весна. Прекрасное время года. Нечего рассказывать. Тут надо просто любоваться и получать удовольствие от…

  • Всехсвятская церковь. Минск

    Полное название, отвечающее замыслу мемориала - "Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего…

  • Николай Чудотворец: кто и откуда этот святой

    Родился около 270 года в греческой колонии Патара, провинция Ликия, Римская империя Умер около 345 года в Миры, провинция Ликия, Римская империя…

promo anonimusi november 3, 2025 07:34
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на страницах своего журнала. Меня зовут Татьяна. Рада новым друзьям! Беларусь
Comments for this post were disabled by the author