Первый раз на вилле побывала тоже очень давно и катастрофически мало по времени. У нас тогда было немногим больше полчаса и мы просто ураганом пронеслись по небольшому саду. Первые фото виллы у меня были на "мыльницу", но и ими я восхищалась.
Потом еще несколько раз была во Флоренции, но побывать на Гамберайя у меня не получалось. Я хотела провести там день, а во время некоторых поездок это была непозволительная роскошь.
И только в 2017 году мечта сбылась. Мы с мужем провели на вилле и в окрестностях целый день, и поздно вечером пешком вернулись во Флоренцию. Это был незабываемый день, хотя вилла очень многим кажется скучной и ничем не примечательной.
Вилла Гамберайа расположена на холме Сеттиньяно недалеко от одноименного города. Добраться до города Сеттиньяно просто, туда ходит городской автобус, а до самой виллы надо пройти пешком по узким улочкам городка и по дороге через оливковые сады. Мы были в марте, когда распускались оливковые деревья, фермеры семьями работали в садах, эмоционально общались между собой, здоровались даже с незнакомыми прохожими, спрашивали, как дела, а вокруг цвел розмарин.
С холма Сеттиньяно открываются изумительной красоты виды на Флоренцию и окружающую долину реки Арно. Это потрясающее зрелище, особенно, через нежную зелень олив!
Тайна окутывает эту виллу. Неизвестно имя ее создателя. Очень мало известно о ее владельцах. Хотя версий много и некоторые версии, как говорят самые разные источники и гиды Флоренции, претендуют на истину.
Вилла Гамберайя находится на востоке от Флоренции. Сегодня можно увидеть только коробку от разрушенной во время мировой войны красивой виллы, построенной еще в 1610 году архитектором Гамберелли.
Это строение даже сегодня считается наиболее совершенной постройкой Италии.
Вилла Гамберайя в Сеттиньяно. Италия. Тоскана. Флоренция.
Villa Gamberaia
Местонахождение: Возле города Сеттиньяно
Эпоха: Барокко с элементами стиля Возрождения (начало XVII в.), изменения XVIII-ХХ веков
Доступность: Сады: 9.00 -18.00, вход платный; посещение интерьеров по предварительной договоренности
Проезд: 2 км от Сеттиньяно, 7 км от Флоренции
Вилла Гамберайя и ее история.
В начале пятнадцатого века, вилла была простой фермой и принадлежала каменщику и архитектору Маттео Гамберелли.
Его сыновья Джованни и Бернардо в последствии стали известными архитекторами под именем Росселлино. Как и любое строение, ферма и дом требовали и внимания, и ухода, а у братьев просто не было и они решили избавиться от фермы.
Бернардо продал ферму Жакопо Риккасбани в 1597 году. Новый владелец изначально дом значительно расширил.
Следующим владельцем стал герцог Зеноби Лапи, который на этом месте с потрясающими видами на окрестности, построил совершенно новую внушительную виллу (1610-1630). Знаменитый сад был возведен архитектором Гамбeрелли. Документы того времени упоминают о лимонии, так назывался цитрусовый сад, и зеленой открытой части газона, которая является частью сада и сегодня. Гамберайа имеет простую структуру сада раннего Возрождения в сочетании с богатым украшением маньеризма и барокко.
Хотя во время проектирования виллы многие друзья отговаривали архитектора от этой затеи, считали, что все это глупо, а участок совершенно не пригоден для строительства. В то время большинство природных и искусственных элементов ландшафта и в самом деле выглядели непригодными, а сам участок был очень мал и прорезан торговой дорогой, наполненной суетой и дорожной пылью. Северная сторона склона была слишком крутой и скалистой для реализации плана. Но хозяин участка никого не слушал и все же начал строительство именно здесь. Говорят, что, скорее всего, он был просто амбициозным человеком, не умел отступать и хотел всем доказать, что он может преодолеть любую преграду, если захочет. Более того, говорят, что на тот момент герцог уже владел земельной собственностью в городе. И, не взирая на то, что недвижимость была его, но принадлежала она городу и ее можно лишиться в самый неподходящий момент. В те времена земля стоила ужасно дорого и найти подходящий участок было крайне сложно. А тут и не на глазах, и до города недалеко.
Здание было построено выше входных ворот на массивном скалистом основании склона. Этим была достигнута уединенность.
Для связи разрезанного участка между собой и создания видовой точки у дороги, герцогом была сооружена большая обнесенная стеной насыпь поперек нее, которая поддерживалась широкой аркой. Под ней и проходило движение. У основания была устроена чаша фонтана, у которой путешественники могли освежиться. На затененном дворе среди степов и крутых обочин дороги были установлены входные ворота, которые вели к дому с садом.
Вилла включает в себя все типичные черты старого итальянского сада: регулярный партер, фонтаны, секретный и цитрусовые сады, лес, зеленое пространство лужайки и нимфеум. Террасы, прорезая сад, создают особую изолированность его участков. Но все они располагаются вдоль двух продольных осей и это придает цельность композиции и углубляет перспективы. Небольшой сад не создает ощущения перегруженности. Дорога обсажена кипарисами, одна из осей сада, ведет от ворот прямо к дому, но не к его главному входу. Это одна из первых загадок Гамберайя. Если, подойдя к вилле, повернуть направо, то выходишь на открытое пространство, с которого открывается захватывающий вид на Флоренцию. Вниз по склону холма оливковая роща. С эпохи римлян растут оливковые деревья у вилл на этих холмах.
Совершенно необычно, но и на террасе не найти главного входа в здание.
Вот тогда и понимаешь, насколько закрытое здание и возникает даже легкое ощущение колдовства.
Обойдя виллу, со стороны противоположной входу в усадьбу, выходишь в очень красивый сад с водяными партерами. В прямоугольных неглубоких бассейнах с зеленоватой тосканской водой, как в зеркале отражаются подстриженные кусты туи и можжевельника. Их темная зелень оттеняет цвет воды в бассейнах. На центральной оси, между четырех водяных зеркал располагается фонтан. Приближенный к зданию, расположенный не по центру сада он зрительно увеличивает его глубину. Этот эффект подчеркнут и элипсовидной формой бассейна у торжественной аркады из кипарисов. Аркада ограничивает водяной партер и арках ее темной зелени проглядывает голубая дымка тосканских холмов. Но и отсюда нельзя войти в дом.
Широкая зеленая дорога протянулась вдоль партера и дальше, на всю длину сада. Это его вторая главная ось. На юге она подходит к бельведеру, огражденному балюстрадой с одинокой фигурой серого камня. Гигантская сосна затеняет своей длинной хвоей вид на долину Арно. Отсюда не видно современной Флоренции и оживает память об этрусках и римлянах, о том, что на склонах этих холмов разворачивалось действие «Фьезоланских нимф» Джованни Бокаччо и кажется, что изысканная идиллия XIV века продолжается в наши дни.
Идущая мимо дома зеленая дорога шире, чем у бельведера и именно поэтому бельведер зрительно удален от той части сада, где, наконец, можно войти в дом. Между домом и высокой каменной стеной, которая здесь ограничивает мягкий газон дороги, проложена узкая дорожка. Она соединяет парадный вход в дом и секретный сад, и визуально, через вестибюль, внутренний двор и салон дома выходит на террассу с видом на Флоренцию. Дом находится на оси этого широко раскрытого вида и секретного сада, gabinetto rustico. Контрастность этих пространств придает дому, соединяющему их, особое значение.
Высокие стены замыкают небольшое пространство секретного сада. Ритм статуй и бюстов сезонов года напоминает о ритме жизни в чередовании времен года. Декоративность отделки раковинами и пемзой, ниши, скульптура, сложные лестницы с двух сторон, цветы, фонтан-шутиха придают этому небольшому объему (именно объему из-за его глубины) богатство впечатлений и праздничную эротическую затейливость.
По лестницам поднимаемся выше. На верхней террасе расположено множество благоухающих свежим запахом лимонных деревьев в больших глиняных кадках. Они – один из символов Тосканы. Без лимонов невозможно представить ни один сад в этих местах. От северных ветров этот участок сада защищен старинным лимонарием, а по периметру окружен цветочными клумбами. За лимонарием – роща, лесок, bosco. Они привычны рядом с итальянскими виллами, в них всегда находили спасительную тень и прохладу жарким летом. Они – наследники священных рощ, где обитали боги древних.
Пройдя через рощу, опять выходим на зеленую дорогу. Отсюда попадаем в замыкающий ее нимфеум, полный меланхолии и тайны. Солнечное пространство зеленой дороги погружается в тень этого места, столь контрастного балюстраде на другом ее краю. Круг нимфеума ограничен невысокой стеной, декорированной пемзой, раковинами и барельефами. За ней – невысокий склон с вытянувшимися ввысь тонкими и темными кипарисами. Напротив входа - монументальная ниша с фигурой совершенно сатанинского вида. Смысл и значение этого круга уже не расшифрует никто и это сообщает ему особое очарование.
В 1717 году вилла или Ла Гамберайя перешла к семье Каппони. Андреа Каппони заложил длинные зеленые пространства газона для игр, посадил кипарисы в длинную аллею, ведущую к монументальному фонтану, заключенному в боско (лесистая местность), и заселил сад статуями. Это все прекрасно видно на гравюрах Джузеппе Зокки, посвященных маркизу Каппони.
Вилла уже в те времена стояла стояла на поднятой платформе, вытянутой в одну сторону, где сегодня находится водный партер. Партер был выложен фигурными цветниками на французский манер восемнадцатого века. Это все отражено на подробной карте недвижимости, созданной Джорджиной Массон.
Оливковые рощи всегда занимали склоны под садом, из которых открывается потрясающий вид на крыши и башни Флоренции.
Монументальный фонтан на крутом склоне холма украшен статуей бога, окруженного львами в лепном рельефе в нише, украшенной галечной мозаикой и рустикальной каменной кладкой.
В 1895 г. вилла была приобретена принцессой Жанной Гикой (Гыкой), сестрой королевы Сербии Натальи, которая жила здесь со своим американским спутником по одной версии и по другой - с компаньонкой Флоренс Блуд. Компонбьенка ли она была, или любовница, вторая версия более правдива, но эти женщины для виллы сделали много.
Именно эти женщины преобразовали партер де бродери с южной стороны дома в прекрасный водный партер, изменив водоемы. Это было самое большое изменение в этом саду за всю историю его существования. Две женщины, жившие здесь более тридцати лет, усиливали таинственную атмосферу виллы и придавали ей особую изысканность.
По другой версии, хотя речь идет об одной и той же персоне, княгиня Жанна Гика, урожденная Екатерина Петровна Кешко, была дочерью полковника русской армии П.И Кешко и молдавской княгини П.Н. Стурдза. Прадед княгини был господарем Молдавии, сестра Наталья – королевой Сербии.
Мужа княгини, румынского князя, никто никогда не видел на вилле Гамберайя. Княгиня очень много занималась садом, прекрасно чувствуя его. Она, не изменяя форму партеров де бродери перед южным фасадом виллы, совершенно изменила их характер. На месте клумб появились бассейны, окаймленные вечнозеленным самшитом и рабаткой с ирисами, лилиями, олеандрами, штамбовыми и вьющимися розами, поднимающимися по подпорам. В южной части сада, там, где прежде был кроличий остров, был создан бассейн с водными растениям. Закрытый аркадой кипарисов, он выглядит зеленый театром.
Тщательное сравнение планов и изображений сделанных на протяжении четырех столетий показывает замечательную целостность основного пространственного решения.
Княгиня Гика прекрасно понимала все элементы старинного сада, знала его старые планы и сохраняла его исторический облик. Собственно, сад стал известен любителям садового искусства именно тогда, когда здесь поселилась княгиня. У нее была репутация надменной, отчужденной и загадочной особы. Маркиза Ирис Ориго, которая видела этот сад ребенком, сопровождая на прогулке свою мать, позже вспоминала, что у нее было страстное желание увидеть княгиню, которая, теряя свою потрясающую красоту, вела все более замкнутый образ жизни. В этом саду, который она называет одном из прекраснейшем и самом романтическом, девочка мечтала увидеть княгиню, прогуливающейся по кипарисовой аллее или принимающей ванну в одном из водных бассейнов среди цветов, но единственное, что она заметила – тень фигуры под вуалью, мелькнувшую в одном из верхних окон дома.
Начало XX века было временем первой волны огромного интереса к садовому искусству в европейской культуре двадцатого века.
Виллу княгини Гика посещали поэты и романисты, дипломаты и философы, художественные критики и историки. Видимо, связующим звеном между княгиней с ее замкнутым образом жизни и этими людьми была ее компаньонка, мисс Блуд. Она была тесно связана с членами английской колонии во Фьезоле и Сеттиньяно, где проходила бурная художественная и интеллектуальная жизнь. Б. Беренсон, знаменитый американский историк искусств, описывал княгиню как даму, которая была наполнена любовью к себе и своему творению, саду виллы Гамберайя. Он определял ее сад как прекраснейший из всех. Интересуясь этим садом, виллу посещали итальянский поэт, писатель, драматург Д’Амбруциио и английская писательница Ли Вернон. Ее ученица, Эдит Уортон, классик американской литературы, признанный ландшафтный архитектор и дизайнер интерьеров, в своей книге о садах Италии писала о вилле Гамберайя: «Дом открыт солнцу и воздуху, в саду изобилие воды, неподалеку от дома можно найти густую тень, столь приятную жарким летом, прогулки по дорожкам дают возможность насладится разнообразными видами, всевозможными эффектами, созданных умелым использованием разных уровней сада. Особого восхищения заслуживает, конечно, широта и простота композиции».
Писательница Гетруда Стайн и ее брат Лео были гостями мисс Блуд. Гостем из России стал С.М. Волконский, знаток театра, писатель и мемуарист.
Дж. Росс, историк и писательница отмечала удивительную деликатность тех работ, которые вела владелица в саду, сохраняя первоначальную его прелесть с бесконечным терпением и вкусом. Эвелин Марч Филиппс, автор книги о садах Италии, отмечая вклад в создание сада Флоренс Блуд, писала, что двое артистов были очень бережны, чтобы не зайти слишком далеко во вносимых изменениях. И в то же время хозяйки «не боялись показать, что мир идет вперед и сегодня возможно добавление красоты даже к самым прекрасным произведениям прошлого».
Вилла Гамберайя была одним из любимых садов Д. Джеликоу, выдающегося ландшафтного архитектора и дизайнера XX века. В его неоднократно переиздаваемой книге «Итальянские сады Ренессанса», которая стала учебником для ландшафтных архитекторов и классическим образцом изучения садов, он писал, что уникальным образом и с максимальными эффектами сад виллы соединяет в себе характерные черты формального устройства осей и разнообразие отдельных частей, он наполнен контрастными тонами цветов и меняющихся настроений. Cложный и наполненный аллюзиями, сад виллы Гамберайя выражает почти все грани человеческой мысли, писал о нем Д.Джеликоу.
Наверное, нет случайности в том, что именно на вилле Гамберайя в 1910 году, в семье садовника родился один из самых выдающихся ландшафтных архитекторов XX века Пьетро Порчинаи.
Уже в 1920-х годах посещение виллы стало обязательным для всех тех, кто изучал ландшафтную архитектуру и или просто интересовался искусством садов. Но тяжелые обстоятельства заставили княгиню продать виллу в 1925 году.
Следующей владелицей стала Матильда Ледярд, баронесса фон Кеттелер, дочь американского железнодорожного магната и жена немецкого дипломата.
Знаменитому цветочному саду вокруг водных партеров княгини Гики баронесса фон Кеттлер предпочла монохромные, вечнозеленые посадки из самшита, кипарисов и тиса, сформированных по правилам топиарного искусства. Незадолго до начала второй мировой войны баронесса вернулась в США, оставив виллу на попечение слуг. В августе 1844 года, когда немцы покидали Флоренцию, дом сгорел.
Современная история виллы Гамберайя началась в послевоенный период, когда Марчелло Марки (Марчи), известный промышленник, приобрел виллу в 1954 и потратил несколько лет на реставрацию дома и сада. Он восстановил ее, используя старые гравюры, карты и фотографии для руководства.
В наши дни его зять и наследник Луиджи Залум продолжает кропотливые и постоянные работы по его сохранению.
Сады виллы Гамберайя.
Сад представляет собой архитектурный шедевр и содержит все лучшие особенности классического старого итальянского сада: регулярный водный партер, фонтаны, секретный и цитрусовый сад, рощу, зеленую лужайку и нимфеум.
Знаток итальянских садов, автор одного из самых известных трудов по садовому искусству «Сады Италии» (1961) Дж.Массон называет виллу Гамберайя наиболее типичным из всех тосканских садов, которые ей довелось увидеть. Она сравнивает водный партер с усыпанным цветами персидским ковром с изображением райского сада, покрывающим пол садовой комнаты. Разные оттенки зеленого – подстриженных кустов вечнозеленого самшита, кипарисов и тиса обрамляют мерцающие пространства воды, ограниченные серым камнем и окаймленные цветами. Терракотовые вазы с цветами и лимонными деревьями создают вертикальные акценты, отражаясь в воде бассейнов. Дж. Массон пишет, что этот сад прекрасен в любое время года, но прекраснее всего он туманным апрельским днем.
в том числе материалы сайта gardenhistory.ru
Journal information