?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Мадонна Дони". Эту работу, как и все остальные работы знаменитого Микеланджело Буонарроти, забыть невозможно. Я не великий знаток живописи, но об этой картине слышала много раз еще до того, как ее увидела. А увидела я это произведение великого мастера в одном из самых старых музеев Европы - галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Микеланджело Буонарроти. "Мадонна Дони" ("Tondo Doni"). ок. 1507
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см. (инв. 1456)
Уффици, Флоренция. Италия


"Мадонна Дони" — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо (круглая картина) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.




Тондо Дони или Мадонна Дони — единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям. Это и есть тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Эта работа была выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле. Историки считают, произведение было создано по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году.

По дошедшей до наших дней легенде, Микеланджело не мог остаться в стороне от этой свадьбы. Аньоло Дони купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обратился к Микеланджело и заказал у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Спустя год Аньоло Дони обратился к Рафаэлю и закал у него двойной портрет с молодой женой, и Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца. Но это уже другая история и я вам ее как-нибудь расскажу. А сейчас вернемся к нашей "Мадонне Дони"

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари: «Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение. Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел — опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони — противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, — язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур — еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении — главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.
И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

Всем отличного настроения!

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, вконтакте, твиттере и в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наш канал на youtube.


Подписаться на журнал

Поделитесь ссылкой:

Posts from This Journal by “Галерея Уффици” Tag

promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
trueadviser
May. 24th, 2019 05:13 am (UTC)
красиво
alnikol
May. 24th, 2019 08:46 am (UTC)
очень
ryska_zelenogr
May. 24th, 2019 05:26 am (UTC)
Спасибо. Интересно и познавательно
padolski
May. 24th, 2019 06:02 am (UTC)
Когда-то в детстве или юности книгу про него читал - впечатлило. Кто-то из классиков про него написал, а кто уже и не помню..
livejournal
May. 24th, 2019 06:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
innuleska
May. 24th, 2019 06:49 am (UTC)
Спасибо за рассказ! Я вообще впервые слышу об этой картине!
paolo_74
May. 24th, 2019 07:07 am (UTC)
бывал я в Уффици:) но ка-то не впечатлился, сплошные Библейские мотивы, как под копирку. не понимаю я в этом ничего:(
demkristo
May. 24th, 2019 08:25 am (UTC)
очень красиво)
grazy_gunner
May. 24th, 2019 08:27 am (UTC)
Живописцем он был не хуже, чем скульптором
olga_fink
May. 24th, 2019 08:41 am (UTC)
и тебе Танюш, хорошего настроения)
live124578
May. 24th, 2019 08:41 am (UTC)
Рамку убрать и будет вообще непонятно что это. А это оказывается библейские мотивы или может и не библейские? Вон какие-то мужики безштанные на заднем фоне
kolybanov
May. 24th, 2019 08:43 am (UTC)
Какие мастера были!!!
tanafi
May. 24th, 2019 08:58 am (UTC)
Много чего есть в Уфицци)
arendaflatspb
May. 24th, 2019 02:17 pm (UTC)
Похоже на скульптуру, действительно!
marawarren
May. 24th, 2019 02:27 pm (UTC)
Красивая картина! Спасибо за интересный рассказ))
cr2
May. 24th, 2019 04:43 pm (UTC)
Шикарно!
rider3099
May. 24th, 2019 10:36 pm (UTC)
Потрясающе и очень интересно
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

anonimusi
Приличия трудно соблюсти.

Мои социалки:



---------------------------






Яндекс.Метрика










Анализ сайта anonimusi.livejournal.com


Приличия трудно соблюсти.

Tags

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com