Можно было бы возразить, что это случается и в романской архитектуре. Конечно, темнота и здесь налицо. Но там продольное помещение не делает из оптической функции боковых нефов фона для ряда аркад. Характер этого фона определяется тем, что он является непрерывным. Возможность восприятия помещений боковых нефов как непрерывного темного оптического фона создается в результате пластического телесного формирования ряда аркад. Романский крестовый столб все еще подчеркивал непрерывность стены. Лишь восприятие круглой подпоры, как пластически сформированного тела, содействует тому, что «просвет» боковых нефов служит «фоном». Характерно, что в XII веке по мере развития круглый столб в церквах ранней Готики вытесняет более старые образования, и вся стена главного нефа «пластически» расчленяется. Круглое пластическое расчленение остова стены находится в связи с характером фона лежащих за стеной пространственных частей. Благодаря округлым столбам и тягам усиливается впечатление плетенья своеобразной преграды. Ввиду того, что округлые столбы выступают из стен, как объемы, эта моделировка усиливает впечатление пространственности фона. Объемы погружаются в него.
Анализ пространственной границы, который я предлагаю, может быть обозначен термином «сквозная структура» (diaphane Struktur). Что под этим следует подразумевать? Сквозная структура не равнозначна «прорыву» или «растворенью» стены главного нефа в обычном смысле. В романском стиле также известен прорыв пространственной границы среднего нефа. Но он имеет в основе иной характер, нежели сквозная структура готической пространственной границы. В романском стиле решающим оказывается восприятие стены, как развернутой: в ширину массы. Даже при большом прорыве, - например, в широких пролетах аркад, - арка подчеркивает непрерывность стены, благодаря «фронтальности» всех элементов. Непрерывность стены не всегда выражается в гладких плоскостях, как в XI веке, но иногда оживляется благодаря аркадам, хору или контрфорсам. Но все же в прорыве стены романского главного нефа решающее значение имеет членение стены, как чередование ее замкнутых и открытых частей, т. е. пролеты приобретают смысл членения благодаря контрасту с замкнутыми частями, даже в том случае, когда стена сплошь состоит из одних столбов.
Journal information