Приличия трудно соблюсти. (anonimusi) wrote,
Приличия трудно соблюсти.
anonimusi

Соборы высокой Готики

Собор высокой Готики сохранил еще целиком (за исключением нескольких окон) свое первоначальное освещение, восходящее ко времени постройки собора. Кроме Шартра, можно назвать еще Бове, Ле Май и Бурж. Они показывают, что готическое здание XIII века наполнено темным, красочным, красновато-фиолетовым таинственным светом, происходящим не из одного источника. Этот темный красочный свет едва позволяет различить из среднего нефа границы боковых нефов. Вследствие базиличного расположения источника, средний неф оказывается светлее бокового, поэтому боковые нефы со стороны главного производят впечатление темных оптических зон, пространственность которых остается неопределенной. В Шартре, например, можно, различить стрельчатые своды только при полуденном солнце. В остальном даже наружная стена не воспринимается как твердая пространственная граница уже потому, что светящие из глубины окна ослепляют глаз.
Можно было бы возразить, что это случается и в романской архитектуре. Конечно, темнота и здесь налицо. Но там продольное помещение не делает из оптической функции боковых нефов фона для ряда аркад. Характер этого фона определяется тем, что он является непрерывным. Возможность восприятия помещений боковых нефов как непрерывного темного оптического фона создается в результате пластического телесного формирования ряда аркад. Романский крестовый столб все еще подчеркивал непрерывность стены. Лишь восприятие круглой подпоры, как пластически сформированного тела, содействует тому, что «просвет» боковых нефов служит «фоном». Характерно, что в XII веке по мере развития круглый столб в церквах ранней Готики вытесняет более старые образования, и вся стена главного нефа «пластически» расчленяется. Круглое пластическое расчленение остова стены находится в связи с характером фона лежащих за стеной пространственных частей. Благодаря округлым столбам и тягам усиливается впечатление плетенья своеобразной преграды. Ввиду того, что округлые столбы выступают из стен, как объемы, эта моделировка усиливает впечатление пространственности фона. Объемы погружаются в него.
Анализ пространственной границы, который я предлагаю, может быть обозначен термином «сквозная структура» (diaphane Struktur). Что под этим следует подразумевать? Сквозная структура не равнозначна «прорыву» или «растворенью» стены главного нефа в обычном смысле. В романском стиле также известен прорыв пространственной границы среднего нефа. Но он имеет в основе иной характер, нежели сквозная структура готической пространственной границы. В романском стиле решающим оказывается восприятие стены, как развернутой: в ширину массы. Даже при большом прорыве, - например, в широких пролетах аркад, - арка подчеркивает непрерывность стены, благодаря «фронтальности» всех элементов. Непрерывность стены не всегда выражается в гладких плоскостях, как в XI веке, но иногда оживляется благодаря аркадам, хору или контрфорсам. Но все же в прорыве стены романского главного нефа решающее значение имеет членение стены, как чередование ее замкнутых и открытых частей, т. е. пролеты приобретают смысл членения благодаря контрасту с замкнутыми частями, даже в том случае, когда стена сплошь состоит из одних столбов.
Tags: Архитектура
Subscribe
promo anonimusi march 27, 2017 11:01 161
Buy for 10 tokens
Поездка в Рим именно в это время для меня была сюрпризом. Мы планировали римские каникулы, но не в марте, а ближе к концу апреля. Но муж сделал мне сюрприз-подарок на день рождения и поездка состоялась в марте. Она мне была жизненно необходима с моральной и психологической точки зрения. Но это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments